Минпромторг предлагает ввести утилизационный сбор, который должен компенсировать выпадение доходов бюджета из-за снижения пошлин на импорт автомобилей и закрыть рынок для секонд-хенда, которые оттягивает на себя часть платежеспособного спроса.
Как ранее сообщал «Большой бизнес» , утилизационные сборы планируется взимать при первой регистрации автомобилей на территории России. Речь идет об импортируемых в страну транспортных средствах, а также всех новых машинах российского производства. Причем облагаться сбором будут и старые, и новые ввозимые иномарки.
Возникает, однако, вопрос о сроках введения подобных сборов. Сейчас пошлина на подержанные импортные легковые автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1,5-3 л возрастом не более 5 лет составляет 35%, но не менее 1,5-2,15 евро за 1 куб. см, старше 5 лет - 2,9-4 евро за 1 куб. см.
В течение трех лет после вступления в ВТО пошлина на новые автомобили хотя и снизится, но останется довольно высокой - 25%. но не менее 0,45-0,55 евро за 1 куб. см, а для 7-летних и старше - до 1,5-2,2 евро за 1 куб. см.
Вероятнее всего, под действие утилизационных выплат в первую очередь попадут подержанные автомобили, которые ввозятся в страну. Открытие границ, как предупреждают эксперты, может привести к резкому увеличению потока автомобильного секонд-хенда в Россию. С нынешних 100-150 тыс. машин в год до полумиллиона.
Не исключено, что размер сбора будет напрямую зависеть от возраста автомобиля - чем старше, тем дороже.
«Я не вижу препятствий для введения сбора или возможных возражений со стороны будущих партнеров по ВТО: дело в том, что соглашения организации хорошо покрывают тарифные (таможенные пошлины, сборы) и нетарифные (лицензирование, квотирование, сертификаты и т.п.) меры регулирования внешней торговли, а вот так называемые паратарифные меры (НДС, внутренние налоги и сборы) затронуты в них слабо. А данный сбор можно классифицировать именно как паратарифную меру», - считает аналитик Инвесткафе Илья Раченков.
Однако тут же возникает вопрос целевого расходования полученных в результате утилизационного сбора средств. Автомобильный рециклинг в стране развит плохо, подотрасль требует солидных вложений и жестких требований по глубине переработки.