Концерн Volkswagen намерен окончательно поглотить Porsche и сделать это уже в нынешнем году. VW контролирует 49,9% акций производителя спорткаров и до конца года выкупит 50,1% за 3,9 млрд евро. При этом приобретателем может стать не сам концерн, а промежуточная структура.
В свое время прародителем обеих марок был Фердинанд Порше, строивший первые «жуки» для немцев и одновременно развивавший марку под собственным именем. Долгое время Volkswagen оставался, по сути, государственным предприятием и процесс возвращения сверхмощной корпорации в «лоно семьи» был долгим и непростым.
В 2005 году известный производитель спорт-каров неожиданно объявил о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5% до 20%. Porsche начала скупать акций Volkswagen через ряд инвестбанков, что позволяло довольно долго скрывать конечного покупателя. Причем Porsche вышел далеко за пределы первоначально обозначенных 20%.
Активная скупка акций Volkswagen привела к резкому росту цен на акции, что привлекло внимание агрессивных инвесторов в лице хедж-фондов, которые, видя «перегрев» котировок, решили заработать на будущем (и, казалось бы, неизбежном) падении стоимости ценных бумаг.
Бумаги брались спекулянтами в долг и продавались на рынке с целью выкупить их впоследствии по более низкой цене. К тому времени Porsche контролировал 74% акций, а в свободном обороте находилось порядка 6% акций Volkswagen. Спекулянты, желая заработать, брали в долг акции VW у Porsche, не зная этого.
За несколько дней курс акций компании взлетел со 150 до 1000 евро. На рынке началась паника, а Porsche изрядно подзаработал на перепродаже собственных акций, которые, пройдя по кругу, возвращались в «семью» с прибылью.
Porsche казалось бы взяла на короткое время VW в свои руки, однако мощности корпораций оказались финансово несопоставимыми. По позициям Porsche, который осуществлял скупку акций «Народного автомобиля» на банковские кредиты, сильнейший удар нанес неожиданно грянувший мировой кризис. И дальнейшее объединение практически осуществлялось в интересах Volkswagen AG.
В августе 2009 года производители договорились об объединении и VW приобрел 49,9% акций Porsche за 3,9 млрд евро, которые пошли на покрытие долгов Porsche и судебные тяжбы с хедж-фондами.
При этом церемониальные юридические игры вокруг процесса объединения двух марок продолжатся. Чтобы не выплачивать громадные суммы налоговикам VW создаст промежуточную юридическую структуру - холдинг, который и станет владельцем пакета акций Porsche.
При этом представители Porsche хотят войти в VW на особых правах, сохранив определенную самостоятельность в определении направления инвестиций и создания новых моделей.
После слияния Volkswagen и Porsche в Германии будет создан самый мощный в Европе автогигант, выпускающий автомобили под десятью брендами.