Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок авиаперевозок в России: меньше компаний - лучше?» Ее участники отмечают, что прекращение деятельности «Авиановы» было предрешено, поскольку в России отсутствуют возможности развития лоукоста. Появление в этом сегменте новых авиаперевозчиков ближайшие годы эксперты считают маловероятным.
Уход с российского рынка авиаперевозок «Авиановы» участники организованной «ФИНАМом» конференции называют вполне ожидаемым. «С одной стороны, среда в России для лоукостеров совершенно неблагоприятная, с другой, ей действительно "помогли", - считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Но даже без этой "помощи" "Авианова" пришла бы к такому же результату, но, допустим, через год. Единственный был шанс удержаться на рынке это путь "Скай Экспресса" - постепенно превратиться в классического перевозчика. Но этого в "Авианове" не наблюдалось. Это конечно, хорошо, когда можно улететь за 500 рублей, но при этом авиакомпания летала с убытками. Судьба её была предрешена».
Иного мнения придерживается генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru Максим Побережник, отмечающий, что в принципе лоукост в России пошел, о чем свидетельствуют активные покупки дешевых билетов через интернет: «И даже не столько давили "Авианову", сколько не помогали - это мое личное мнение... Плюс мы не знаем внутренних бизнес-процессов компании - несправедливо все сваливать не внешние обстоятельства - бизнес-план не мог их не учитывать».
К идее возможного спасения «Авиановы» государством эксперты относятся скептически. «"Авианова" выполняла перевозки себе в убыток, - говорит г-н Гусаров. - Почему государство должно из нашего с вами кармана поддерживать чей-то частный бизнес? Приведу пример: на одном из рейсов "Авиановы" в Ульяновск я насчитал 60 пассажиров. По 500 рублей всего 30 тыс. рублей - доход авиакомпании. А только керосин на этом маршруте ей обходился вдвое дороже. Я тоже хотел бы летать дёшево, но всё должно соответствовать существующим реалиям. Не надо никого обманывать. Предлагайте услуги по той цене, которая обоснована рынком. А государство облегчило бы жизнь авиакомпаниям и нам с вами, справившись с ценовым диктатом нефтяников. От этого было бы больше пользы».
Государство - такой же бизнесмен, зачем ему спасать убыточную маленькую-маленькую компанию?! - удивляется г-н Побережник: «Ее 300 работников найдут себя на рынке труда, это не Тольятти». С тем, что государству бессмысленно тратить деньги на поддержку «Авиановы», согласен и руководитель проекта «Финамаэро» Алексей Захаров. «У нас в стране отсутствуют условия для успешного существования дисконтных авиаперевозок», - констатирует эксперт.
Выход на российский рынок авиаперевозок новых лоукостеров, в том числе крупных зарубежных компаний, участники организованной «ФИНАМом» конференции считают маловероятным. «Появление в России крупных лоукостеров пока невозможно из-за отсутствия их поддержки со стороны государства и отсутствия соответствующей инфраструктуры, - утверждает президент Фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. - К примеру, лоукостеру невозможно выбрать как альтернативу аэропорт с меньшими платежами, заправиться более дешевым топливом, организовать стопроцентную продажу авиабилетов через интернет (ввиду отсутствия такового в некоторых регионах страны) и др. ценопонижающие факторы».
Классический лоукост в России будет невозможен ещё многие годы, прогнозирует г-н Гусаров: «В России вполне могли бы существовать гибридные модели - классические авиакомпании с элементами лоукоста. То есть, за счёт некоей оптимизации расходов и лоукостовского ущемления пассажиров в сервисе на отдельных направлениях возможна организация регулярных перевозок по более дружелюбным тарифам. Но 500 рублей за перелёт уже не будет никогда». Как только будет понимание, что рынок если и не готов, то, по крайней мере, не против, чтобы ему помогли с ускорением, в России обязательно кто-то появится - мировой лоукостер, либо дочка отечественного перевозчика, добавляет г-н Побережник.