Еще совсем недавно российским low-cost авиаперевозчикам можно было предсказывать светлое будущее, также были все основания надеяться, что и в нашей стране наконец-то получит развитие данная модель работы авиакомпаний, говорится в сообщении экспертов.
На заседании коллегии Минтранса 18 марта 2011 года вице-премьер РФ Сергей Иванов сетовал на то, что в России не уделяется должного внимания авиаоператорам-дискаунтерам. «Их доля в мире около 45%, а у нас близится к нулю!» - возмущался чиновник, который также заявил, что необходимо поддерживать существующих и стимулировать появление новых low-cost авиаперевозчиков.
Бизнес-модель low-cost авиакомпаний возникла в 70-е годы XX века. Одной из первых являлась компания Southwest Airlines. В 1971 году авиаоператор стал применять два основных принципа, на которых и по сей день основывается деятельность авиадискаунтеров всего мира. Southwest Airlines сконцентрировали свою операционную деятельность на коротких маршрутах и работали по системе point-to-point, т.е. осуществляли прямые перелеты без участия центрального аэропорта. Кроме того, компания эксплуатировала авиалайнеры исключительно одного класса, тем самым значительно снижая расходы на обслуживание воздушных судов.
Снижение себестоимости неизменно отражалось и в низкой стоимости билета. В результате Southwest Airlines могли похвастаться достаточно высокой загрузкой и частотой полетов на фоне прочих авиакомпаний. Таким образом, авиалайнеры Southwest Airlines находились на земле минимальное время, а коммерческая отдача приближалась к максимуму, заявил аналитик Инвесткафе Кирилл Маркин.
"Прошло около полугода с момента пламенной речи Сергея Иванова о
поддержке отечественных дискаунтеров. И вот парадоксальный результат: 19 августа 2011-го в СМИ появляется информация о том, что Росавиация при поддержке вице-премьера предлагает запретить к допуску на регулярные пассажирские авиарейсы операторов, обслуживающих менее двадцати однотипных воздушных судов.
Далее последовало еще более интересное заявление заместителя министра транспорта РФ: «Магистральных компаний нам не нужно много, с 90% объема магистральных перевозок у нас справляются порядка 10 компаний. Все идет к тому, что таких по-настоящему крупных компаний останется пять-семь».
Очевидно, что без поддержки государства low-cost авиакомпании попросту не выживут. Более того, они даже не смогут появиться на свет. До недавнего времени в сфере гражданской авиации РФ существовало всего два дискаунтера - Sky Express и Авианова. Впрочем, Sky Express уже переходит на «классическую» для авиаперевозчиков модель работы", - отметил он.
По словам аналитика, у Авиановы дела обстоят значительно хуже. Прошло не многим более двух лет с того момента, когда компания совершила свой первый полет (27 августа 2009 года). С первых дней работы дискаунтер стал предлагать возможность приобрести авиабилет стоимостью 250 руб. Это сразу же привлекло внимание потребителей, поэтому проблем со спросом авиакомпания не испытывала. При этом главным своим конкурентом, как ни странно, оператор называл не других авиаперевозчиков, а РЖД.
Авианова активно набирала обороты, проектом занималась отечественная инвестиционная компания А1 (Альфа-групп, 51% акций) и американский инвестиционный фонд Indigo Partners (49% акций). Тогда казалось, что для новой компании открываются широчайшие и радужные перспективы.
Тем временем уже в конце ноября 2010 года компания столкнулась с первыми серьезными затруднениями. Существенные изменения претерпела таможенная политика в отношении ввозимых в страну самолетов с количеством более 160 пассажирских кресел. Лайнеры этого типа стали облагаться дополнительным налогом. В результате Airbus A-320, которые находились в авиапарке компании, лишились 21 места, их число сократилось со 180 до 159.
Далее последовали проблемы с созданием второй базы low-cost перевозчика в питерском аэропорту Пулково. Затем аэропорт Сургута прекратил выделять компании слоты для выполнения рейса по маршруту Краснодар-Сургут. Представители аэропорта ссылались на отсутствие технических возможностей по обслуживанию рейсов Авиановы. Лишь спустя некоторое время конфликт удалось разрешить посредством вмешательства Росавиации и прокуратуры.
"Существенный отпечаток на дальнейшую судьбу компании наложил конфликт акционеров компании А1 и Indigo Partners. 2 октября 2011 года Авианова прекратила продажу авиабилетов на свои рейсы. По словам первого заместителя генерального директора авиакомпании Константина Тетерина, дискаунтер находится «в тяжелейшем кризисе ликвидности». Позднее г-н Тетерин порекомендовал приобретать билеты у других операторов. На данный момент компанию собираются подвергнуть процедуре банкротства.
А в это время Минтранс и Росавиация ведут активную деятельность по реформированию законодательства и существующих норм безопасности. При этом самолеты почему-то продолжают падать. К слову, 9 октября в Краснодарском крае потерпел крушение Ан-2. Может быть это такой хитрый ход, задача которого состоит в том, чтобы доказать всем несостоятельность малой авиации и небольших авиакомпаний? В противном случае на этом фоне пока не очень убедительной выглядит попытка ведомств навести порядок в сфере гражданской авиации.
Остается еще раз отметить, что в текущих условиях российской действительности модель low-cost авиакомпаний несостоятельна. Необходимы желание и поддержка государства, чтобы данное направление сферы услуг получило стимул к развитию и закрепилось на отечественном рынке. Однако на данный момент работа Минтранса и Росавиации сводится к очевидному схлопыванию гражданской авиации. В результате этого есть все шансы получить олигополию во главе с Аэрофлотом. И теперь уже можно забыть о билетах за 250 руб. и возможности без ущерба для кошелька путешествовать по просторам России.
Для рынка услуг авиаперевозок России наступает новый, переломный момент. Усиление контроля и ужесточение законодательных рамок, а также недовольство работой регулирующих ведомств со стороны населения и правительства заставляют участников данного сегмента рынка вести настоящую борьбу за существование. Сохранить себя и продолжить работу будет под силу только сильнейшим и крупнейшим игрокам. К чему это в итоге приведет, будет понятно только со временем. А сейчас можно только поздравить акционеров Аэрофлота, Трансаэро и ЮТэйра, ибо все происходящее сулит им неплохие прибыли.
Акционеры Аэрофлота имеют возможность получить 75,6% прибыли от текущих значений с целевой ценой в 91,3 руб. Держатели ценных бумаг Трансаэро могут ожидать роста цены инвестиционного актива на 33,7% - до 219,3 руб. Котировки акций ЮТэйр обладают потенциалом роста в 58,3% - до 18,5 руб.", - сообщил Маркин.