Подписав в июне текущего года Меморандум о намерениях создать партнерство на рынке экспресс-кредитов, французская группа BNP Paribas (владелец бренда Cetelem) и Сбербанк России планомерно продвигаются к намеченной цели.
Аналитик Инвестккафе Антон Тягнибеда отметил, что "учитывая отсутствие строгих обязательств сторон в реализации совместной схемы бизнеса, смещение сроков запуска проекта не выглядит сюрпризом. В лучшем случае проект должен был стартовать в сентябре. Но у французов возникли очень специфические трудности, связанные со сворачиванием прежнего формата деятельности в России. В итоге «новый старый» кредитор должен появиться на рынке в 4 квартале".
По его словам, дело в том, что в качестве платформы для функционирования СП выбран имеющий необходимые лицензии БНП Париба Восток, не в полной мере реализовавший свои возможности универсального игрока на рынке банковских услуг РФ. Процедуре приобретения его Сбербанком с последующим контролем 70% капитала должно предшествовать полное «очищение» баланса французской «дочки» от текущих активов и пассивов.
В дальнейшем обновленный банк будет предлагать услуги кредитования в точках продаж, в том числе в автосалонах, под известным рынку брендом Cetelem, принадлежащим BNP Paribas Personаl Finance. В начале мая Сetelem Russia располагал портфелем POS-кредитов на сумму 5,3 млрд руб. и почти 4-процентной долей на этом рынке (7-е место). Такие ссуды составляют немногим более половины суммарного портфеля французов - около 45% приходится на автокредиты, по которым статистика ведется отдельно.
Сбербанк в посткризисный период добился
впечатляющих успехов во всех сегментах розничного кредитования, кроме POS-кредитов. Сегодня гигант занимает лидирующую строчку в рэнкинге по объему выданных беззалоговых кредитов наличными и входит в первую тройку автокредиторов и эмитентов кредитных карт (по объему задолженности).
В сегменте place-of-sale действующими лидерами являются ХКФ (более 40% рынка), ОТП-Банк и Альфа-банк (около 25% рынка). На первый взгляд, Сбер выбрал себе не столь мощного партнера, ведь его доля на порядок меньше, чем у лидера, и, так сказать, момент на рынке уже упущен. Но тут нужно вспомнить о следующих аспектах.
Он подчеркнул, что "во-первых, именно сейчас все основные события на рынке разворачиваются в потребительском сегменте, который растет более чем на 50% в годовом выражении (для сравнения, портфель корпоративных ссуд - на 19%). В среднесрочной перспективе также стоит рассчитывать на опережающий ВВП рост доходов населения. Поэтому момент выбран конъюнктурно неплохой.
Во-вторых, весь вопрос в цене такой партнерской схемы. По слухам, «чистый» БНП Париба Восток может достаться Сберу за $10-12 млн. За эти скромные деньги госбанкиры получат возможность стартовать сразу с седьмой позиции на рынке и при наличии обкатанной технологии responsible lending - ноу-хау младшего партнера.
В третьих, в свете начавшейся зарубежной экспансии банка номер один репутационные дивиденды могут в будущем компенсировать затраты на создание СП с французами. Но только при условии успешной реализации партнерства№.
Выход на рынок кредитования в местах продаж положительно скажется на процентной марже и рентабельности кредитора по МСФО. (Впрочем, пока нельзя с уверенностью сказать, будет ли СП консолидировано в отчетности Группы и когда это произойдет). Как показывает опыт ХКФ, прошедшего кризисный пик «плохих» долгов и не утратившего лидерских позиций, грамотное управление рисками возможно и в этой нише. 2010 год ХКФ закончил с показателем NPL ниже, чем у Сбербанка, при возврате на капитал под 30%.
"Полагаю, что опыт и известный бренд Сetelem вкупе с бездонными (относительно, конечно) возможностями Сбера по докапитализации дочернего предприятия, позволяют рассчитывать на долю рынка в пределах 20% через 1,5-2 года. Доля же ХКФ может уменьшиться до 30-35% с учетом активного стремления последнего диверсифицировать свой бизнес в пользу кредитов наличными.
Текущий объем рынка place-of-sale я оцениваю в $6 млрд. С учетом 70-процентного участия в СП и ЧПМ таких операций на уровне 22-25%, оптимистично настроенные инвесторы могут рассчитывать на прирост прибыли эмитента на 1% за счет нового сегмента в 2012 году на 2,5-3% - в 2013-м. Отдельно замечу, что в условиях ожидаемой тенденции к долгосрочному снижению ставок POS-сегмент будет менее чувствителен к ней, что поддержит маржу госбанка.
Целевая цена по «префам» Сбербанка с горизонтом 12 месяцев - около 75 руб. Текущий апсайд составляет более 55%. Рекомендация - «покупать», - добавил эксперт.