Руководство Х5 намерено кардинально поменять свою стратегию. Но если Магнит решил просто сделать новую стратегию более агрессивной, то Х5 решила отказаться от покупки российских сетей и обратить свое внимание на крупных иностранных ретейлеров, а внутри страны развиваться за счет органического роста.
Аналитик Инвесткафе Антон Сафонов пояснил Bigness.ru, что для Х5 Retail Group это фактически кардинальное изменение стратегии, поскольку ранее она была нацелена именно на консолидацию сетей в России. Так, например, ретейлер совершил несколько крупных сделок, а именно была куплена сеть гипермаркетов Карусель в 2008 году за $940 млн и Копейка в конце 2010 года за $1,7 млрд. Такое резко изменение направления развития может быть связано с обостряющейся конкуренцией между крупнейшими ретейлерами. При этом не стоит забывать и о смене руководителя Х5.
«Конечно, Х5 запланировала на 2011 год весьма существенные капитальные вложения в размере 40 млрд руб, что более чем в два раза превышает показатель прошлого года, при этом количество новых магазинов составит около 545, а выручка по прогнозу вырастет на 40%. При этом, на мой взгляд, полностью такой рост выручки за счет органического развития получить сети будет очень сложно. В то же время, Магнит увеличил планируемую инвестиционную программу на 20% до $1,8 млрд, прогноз ретейлера по росту выручки повышен до 49% по итогам года, а количество только новых дискаунтеров может приблизиться к 1000. И большая часть роста выручки будет обеспечена именно за счет органического развития.
Очевидно, что Х5 в динамике открытия новых магазинов значительно отстает от Магнита, и если будут прекращены сделки M&A в России, то это будет необходимо замещать более активным органическим развитием, иначе Х5 будет постепенно терять долю рынка. При этом и возможностей для покупок у сети пока не много. Сейчас показатель NetDebt/EBITDA составляет более 3х. После того как он снизится примерно до 2,2-2,3х, ретейлер сможет без особого ущерба для своего рейтинга совершать небольшие покупки.
СМИ называют несколько сценариев развития, один из которых заключается в создании совместного предприятия с крупным иностранным ретейлером в России, а другой подразумевает то, что Х5 станет частью международной компании. В качестве партнеров называются Metro Group и Migros Turk. Одной из причин такого изменения стратегии и выхода на зарубежные рынки может быть закон о торговле, значительно ограничивающий возможности для развития розничных сетей. Любой из сценариев является в целом позитивным для компании, так как открывает возможности для выхода на зарубежные рынки или же на развитие внутри страны при поддержке крупного партнера. Если переговоры будут доведены до конца и окончатся успехом, это станет сильным катализатором для роста котировок. Сейчас Х5 Retail Group торгуется с дисконтом по мультипликаторам EV/S'11П и EV/EBITDA'11П к компаниям-аналогам, а также к Магниту. В течение 2011 года котировки приблизятся к $54 за GDR, что предполагает потенциал около 30%», - отметил эксперт.