Крупнейший поисковик Рунета, Яндекс, готовится к первичному размещению акций на бирже. Как я и прогнозировал, проект хочет повторить успех холдинга Mail.ru Group, который недавно крайне удачно провел IPO на Лондонской бирже. Поисковик собирается «продаться» частным инвесторам в первой половине 2011 года и привлечь в ходе размещения примерно $1,57 млрд.
«С учетом того, что у Яндекса острой нужды в деньгах пока нет, полагаю, речь идет о продаже пакета не более 20%. Моя оценка подразумевает стоимость поисковика порядка $2,1 млрд, однако рынку, конечно же предложат другие ориентиры с учетом надувающегося сейчас «пузыря» Web 2.0», - говорит Георгий Воронков, аналитик «Инвесткафе».
Яндекс - крупнейший поисковик Рунета, на просторах которого перед ним склоняет голову даже самая популярная в мире поисковая система Google. 86% выручки Интернет-проекта в прошлом году (весь оборот за период - 8,7 млрд рублей) составила контекстная реклама, 11% - медийная. Сегмент показал устойчивость даже в кризисных реалиях: его доля на рынке РФ увеличилась почти вдвое с 2007 года и сейчас достигает 10,7% (ежегодный прирост - более 1 п.п.).
По информации Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), емкость этого рынка в январе-июне 2010 года составила 9,4 млрд рублей. При этом две трети от этой суммы пришлось как раз на контекстную рекламу, остальные 33-34% - на медийную. Исследования АКАР и Mindshare Interaction показывают, что 75-80% всего рынка контекстной рекламы контролирует Яндекс.Директ.
«Устойчивость финансового положения в связи с положением Яндекса на рекламном рынке, безусловно, гарантирует внимание к его бумагам в ходе первичного размещения. Не стоит забывать и о дальнейших перспективах развития поискового бизнеса в России, ведь пока уровень проникновения интернета в стране не превышает 28-30%», - отмечает эксперт.
«Опираясь на эти данные (и собственные исследования Яндекса), ожидаю выручку от продажи контекстной рекламы в текущем году на уровне 10,14 млрд рублей, от медийной 1,2 млрд. Вспомним и про Яндекс. Деньги. По прогнозам «Инвесткафе», емкость рынка виртуальных финансов в текущем году достигнет 57 млрд руб., из них 12,7 млрд придется на электронные кошельки Яндекс. Денег. С учетом комиссии, взимаемой поисковиком с партнеров, в размере в среднем в 2%, это должно принести компании 254 млн руб. Итоговая выручка проекта в 2010 году, таким образом, составит порядка 12,6 млрд руб.», - говорит Георгий Воронков.
Славы первопроходца Яндекс на бирже не видать. Как минимум три известнейших поисковика уже открыли двери своего акционерного капитала частным инвесторам. Речь о Google, Yahoo! и Baidu. Предлагаю их рассмотреть в качестве аналогов для Яндекса. Капитализация Google на Nasdaq сейчас составляет $188,7 млрд, ожидаемая выручка на 2010 год (здесь и далее прогнозы Инвесткафе) - $27,3 млрд. То есть корпорация стоит 7 выручек. Yahoo!: marketcap $21,14 млрд, ожидаемый оборот - $6,4 млрд (3,3 выручки). Baidu.com: капитализация $38,1 млрд, выручка $1,163 млрд (33 выручки).
«Предлагаю отбросить последний аналог как экстремальный - отличается от ближайшего соседа почти в пять раз - и оставить Google и Yahoo!. Тогда рыночная стоимость Яндекса получится в размере 5,15 годовых выручек-2010 или $2,07 млрд», - посчитал специалист.
«Думаю, в Яндексе рассчитывают совсем на другую сумму, что-то вроде $6-7 млрд. С учетом моды и стараний организаторов IPO, полагаю, инвесторы согласятся на эту оценку. Интересно только, сколько еще она будет актуальной и сколько продержится пузырь Web 2.0?», - подытожил эксперт.