Россияне считают «отечественными» только автомобили исторически российских марок, произведенные на территории страны. «Иномарки», даже произведенные в России, остаются иномарками. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Доля автовладельцев в России постепенно растет: с 37% в 2006 году до 43% в текущем году, однако среди них по-прежнему преобладают те, у кого в семье - одна машина (38%), а не более (5%). Все меньше становится тех, кто не имеет автомобиля (56% против 63% четыре года назад).
Чаще всего о наличии машины в семье сообщают мужчины (48%) и 35-44-летние (53%) респонденты. Автомобиль по-прежнему остается атрибутом, в первую очередь, высокообеспеченных россиян: среди них его владельцем является каждый второй (50%), тогда как среди малообеспеченных - менее трети опрошенных (29%).
У большинства наших сограждан по-прежнему нет планов на покупку автомобиля, однако по сравнению с 2009 годом таких респондентов стало значительно меньше (с 85 до 76%). Растет доля россиян, которые собираются сделать такое приобретение (с 14% в 2006 году до 18% в текущем году), хотя преимущественно в отдаленной перспективе (11%), а не в ближайшем году (7%).
Наиболее активные намерения купить автомобиль демонстрируют москвичи и петербуржцы (24%), 18-24-летние россияне (21%) и обеспеченные сограждане (31%). Нет таких планов у пожилых (91%) и малообеспеченных (81%) респондентов.
Для большинства россиян отечественные автомобили - это традиционно только автомобили российской марки, производимые отечественными автозаводами (60%). Такой взгляд наиболее характерен для волжан (66%), уральцев (64%), сибиряков (65%) и жителей Северо-Кавказского округа (66%), а также 25-44-летних респондентов (62-64%). Кроме того, такого взгляда придерживается и большинство автовладельцев, и тех, у кого машины нет (62 и 58% соответственно).
Каждый пятый (20%) полагает, что под определение «отечественный автомобиль» подходит любая машина, собранная на территории страны. Так думают, главным образом, южане (41%) и 25-44-летние (23-25%).
Наконец, для 14% опрошенных определяющим фактором является страна-производитель комплектующих деталей автомобиля: если это отечественный завод, то и автомобиль можно считать отечественным. Сторонники такой позиции чаще встречаются среди жителей Северо-Западного округа (20%) и дальневосточников (22%).
Россияне в целом лояльно относятся к отечественным автомобилям. Так, для 37% опрошенных российская машина может стать нормальной заменой иномарке в случае, если на покупку иностранного автомобиля нет денег. Этой позиции придерживаются, в основном, москвичи и петербуржцы (45%). 32% полагают, что в некоторых случаях отечественный автомобиль даже лучше иностранного (год назад так думали 36%) - это мнение чаще высказывают селяне (35%). В меньшинстве, как и прежде, те, кто принципиально предпочитает иномарки, считая, что лучше ходить пешком, чем ездить на отечественной машине.
Интересно, что владельцы автомобилей более склонны проявлять лояльное отношение к отечественному автопрому: так, они чаще считают российские машины нормальной временной заменой иномарок (41%). Но, с другой стороны, в этой же группе чаще встречаются те, кто принципиально негативно настроен против отечественных автомобилей (19%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 11-12 сентября 2010 года Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.