ВР, которой очень нужны деньги после аварии в Мексиканском заливе, распродает свои активы и первой в очереди потенциальных покупателей стоит, конечно, же «дочка» - ТНК-ВР Уже ведутся переговоры по продаже венесуэльских и вьетнамских активов, теперь к ним добавились и алжирские активы ВР.
Речь идет о газовых проектах BP в Алжире - In Salah Gas с ежегодной добычей 9 млрд кубометров газа (доля BP - 33%) и In Amenas с добычей 8 млрд кубометров газа (доля BP - 25%), а также доли в разведке на блоке Bourarhet, который является смежным с месторождениями In Amenas. Все проекты суммарно оцениваются в $3 млрд.
«В принципе, поднять такую сумму будет "по зубам" ТНК-ВР, несмотря на то, что в самой компании пока ограничили сумму, которую желают потратить на приобретения, одним миллиардом долларов», - говорит Bigness.ru Анастасия Соснова, аналитик «Инвесткафе».
Однако, как отмечает эксперт, есть кое-что, что является препятствием для такой покупки - это преимущественное право совладельца ВР в алжирских проектах, 100%-ной государственной алжирской нефтегазовой компании Sonatrach, на приобретение долей ВР. И алжирская компания имеет вполне серьезные намерения это право реализовать. Сейчас вопрос алжирских активов ВР вышел на «политический уровень», однако, скорее всего, он будет решаться исходя из экономических выгод Sonatrach, добавляет специалист.
Здесь ТНК-ВР Холдинг уже готов предложить Sonatrach обмен активами. Впрочем, по словам Анастасии Сосновой, интерес Sonatrach, скорее всего, будет лежать именно в плоскости обмена газовыми активами, так как алжирская компания концентрируется, главным образом, на развитии собственных газовых проектов.
Поскольку проекты ВР являются действующими, то и принцип «баш-на-баш» предполагает обмен готовыми газовыми проектами. Но что может ТНК-ВР в обмен, если исключительное право на экспорт газа из России принадлежит Газпрому?
«Зарубежных газовых проектов у компании нет. Единственным перспективным проектом на сегодняшний день у ТНК-ВР в России является доля в "дочке" "Роспан Интернешнл" (100%-ная "дочка" ТНК-ВР), которая разрабатывает Ново-Уренгойское и Восточно-Уренгойское газоконденсатные месторождения в ЯНАО с запасами 950 млрд куб м газа. Ключевое преимущество данного проекта заключается в том, что ТНК-ВР договорилась с Газпромом о планомерном увеличении доступа в ГТС газа, добытого "Роспаном", на 5 лет вперед. То есть, собственно, кроме этого предложить алжирцам особенно и нечего. Хотя, конечно, они могли бы "позариться" и на нефтяные активы компании», - говорит аналитик.
К тому же у ТНК-ВР есть очень серьезный конкурент в лице российской газовой монополии - Газпрома, вопрос участия которого в алжирских проектах ВР также может быть решен на «политическом уровне».
«Газпром уже присутствует на алжирском газовом рынке и имеет 49% в совместном с Sonatrach проекте по разработке сухопутного участка Эль-Ассель. Поэтому его желание расширить свое присутствие на перспективном алжирском газовом рынке вполне понятно. Здесь Газпром находится в более выигрышном положении, нежели ТНК-ВР - он может предложить и более интересные с точки зрения запасов проекты на Ямале, и более выгодные условия реализации газа. Но в данном случае уже ВР может воспротивиться продаже своих долей одному из главных конкурентов на газовом рынке - российской газовой монополии», - поясняет она.
Так каковы шансы ТНК-ВР на приобретение алжирских активов ВР? «На мой взгляд, не так велики, как предполагается. Также и у Газпрома. Влияние новости на котировки нефтяного холдинга и Газпрома нейтральное», - подытожила Анастасия Соснова.