В кризис торговые центры оказались самыми дееспособными объектами на рынке коммерческой недвижимости, заявил руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила выступая в первой сессии конференции «Коммерческая недвижимость сегодня: инвестиции, девелопмент, управление», организованной газетой The Moscow Times и компанией Mastertel.
«Если в офисном сегменте компании проводили достаточно масштабную ротацию, переезжали в более дешевые помещения, делали реконцепцию, реновацию и прочее, то по действующим торговым объектам ротация была незначительной. Места тех немногих компаний, которые несли убытки и съезжали, быстро занимали новые операторы. Практически все собственники торговых центров пошли навстречу арендаторам, делали скидки, кому-то позволили перейти на оплату процента с оборота. Таким образом, крупные компании удержались на своих местах, и практически не было сделок по продаже торговых центров», - рассказал специалист.
Алексей Могила отметил, что в настоящее время на рынке выставлен на продажу ряд крупных торговых объектов по цене в среднем $10-11 тыс. за квадратный метр. Покупателей на данные объекты нет, так как ставка слишком высока. Она скорее соответствует докризисному уровню, но не нынешней ситуации. Также до сих пор нет и проектного финансирования в банках, несмотря на их заявления о готовности кредитовать строительство.
«Активность при покупке и аренде торговых объектов проявляют либо частные инвесторы, с объемом финансирования $2-5 млн., либо инвестиционные компании, созданные крупными корпорациями или банками. «Крупные институциональные инвесторы сохраняют свое присутствие на территории РФ, мониторят рынок, но до реальных сделок дело не доходит, - сказал руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty. - И я думаю, в ближайшие полгода-год их не будет. Дело в том, что, например, в Москве сейчас не выставлено на продажу ни одного инвестиционно привлекательного объекта. Технически грамотно исполненные помещения с хорошей проходимостью собственники не продают, понимая, что на сегодняшнем рынке продажа - не самый эффективный инструмент получения прибыли».