Шесть кредитных организаций РФ подпишут до 1 октября положение об общественном примирителе, регламентирующее права и обязанности финансового омбудсмена, заявил на пресс-конференции в РИА Новости член Комитета по финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев.
По словам Медведева, назначенного на пост финансового омбудсмена по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ), документ подпишут Райффайзенбанк, «Хоум кредит энд финанс банк», ОТП-банк, «ДжиИ Мани банк», «Национальный банк Траст» и «Юниаструм банк».
Институт финансового омбудсмена создан для того, чтобы вкладчики и заемщики, имеющие претензии к банкам, могли решить свой спор во внесудебном порядке. Для этого они с 1 октября могут обратиться в приемную финансового омбудсмена. Размер требований к банкам будет ограничен 300 тыс. руб. Рассмотрение дел для клиентов банков будет бесплатным.
Сегодня до 90% споров между банками и клиентами, разбираемых мировыми судьями, возникают в сфере потребительского кредитования и укладывается примерно в 100 тыс. руб. Однако суды буквально завалены такими делами, и на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени. Решения приходится ждать месяцами. Другой путь - урегулирование спора до суда непосредственно с банком, но в этом случае нет независимого арбитра. Эту роль и должен выполнять омбудсмен.
Банки, подписавшие документ, возьмут на себя добровольные обязательства решать споры со своими клиентами-физлицами, починяясь решениям финансового омбудсмена, деятельность которого и будут финансировать.
Как рассказали Bigness.ru в Ассоциации Российских банков, серьезно прорабатывать этот вопрос в АРБ начали еще в 2004 году. Тогда специалистами Ассоциации была проведена огромная работа по изучению зарубежного опыта и проанализировано мнение банковского сообщества. Однако несколько обсуждений данного вопроса на Совете АРБ (в 2004 и 2007 годах) показали, что сообщество не было готово к появлению системы омбудсмена как таковой.
Тем не менее, в АРБ был подготовлен проект механизма внесудебного разрешения споров с участием банковского омбудсмена. В качестве концептуальной основы деятельности российского банковского омбудсмена предлагалось избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой.
Кстати, именно в Германии процедура внесудебного разрешения споров с участием омбудсмена и зародилась. Произошло это в июле 1992 года по инициативе Союза немецких банков (VdB). С этого времени быстрая и не бюрократизированная процедура по разбору жалоб клиентов омбудсменом не только имеет признанный авторитет в обществе, но и стала неотъемлемым элементом общей концепции работы с клиентами немецких частных банков. На практике внесудебный порядок рассмотрения споров омбудсменом приносит пользу не только непосредственно участвующим в ней клиентам и банкам, но и органам юстиции.
Внесудебное разрешение споров получило большое распространение не только в Германии, но и в других странах Европы, что объясняется тем, что процедура позволяет клиентам получить в большинстве случаев не только обязательное для исполнения, и в сравнении с судами, как правило, более быстрое решение, но и возможность бесплатно и без какого-либо риска урегулировать разногласия с поставщиками услуг. Альтернативное внесудебное разрешение спора представляется особенно привлекательным в случае, если стоимость спора настолько мала, что обращение в суд не имело бы никакого практического смысла.