Временное снижение спроса на традиционных для «Газпрома» рынках сбыта и перенос сроков ввода в эксплуатацию некоторых добычных проектов дали компании возможность перераспределить усилия и ресурсы в пользу перспективного и растущего рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона, заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, слова которого содержатся в сообщении пресс-служба газового холдинга.
«Этот регион является ключевым в нашей работе по диверсификации источников экспортной выручки, дальнейшего повышения экономической эффективности сбытовой деятельности, обеспечения гибкости поставок», - отметил он.
В частности, напомнил Миллер, «Газпром» увеличил финансирование проекта строительства газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток» и летом прошлого года дал старт его сооружению.
В минувшем году впервые в отечественной истории был начат экспорт российского сжиженного природного газа: «Газпром» начал самостоятельный маркетинг СПГ с проекта «Сахалин-2» в страны АТР. При этом в портфеле Группы «Газпром» появились долгосрочные объемы СПГ на период до 2028 года.
«Серьезно продвинулись и коммерческие переговоры с компанией КННК по организации поставок российского газа в Китай по долгосрочным контрактам. Сегодня мы вышли на принципиально новый уровень взаимоотношений с китайской стороной, наши позиции по цене на российский газ значительно сблизились, есть четкое понимание интересов сторон, идет конструктивный диалог, который очень скоро, мы надеемся, даст конкретные результаты», - говорит глава газового холдинга.
Параллельно с активным развитием азиатского направления, «Газпром» сумел в условиях кризиса сохранить свои позиции и на традиционном для компании европейском рынке, отметил Миллер.
«В Европе в 2009 году «Газпромом» было реализовано 152,8 млрд кубометров газа. Это на 8,8% меньше объема 2008 года. В том числе, по долгосрочным контрактам нами продано 140,65 млрд кубометров газа. При этом спрос на газ в Европе из-за экономического кризиса сократился меньше, чем ожидалось. Уже сегодня мы наблюдаем увеличение объемов потребления российского газа такими основными европейскими потребителями "Газпрома" как Германия, Франция и Польша», - рассказал специалист.
Говоря о наших традиционных рынках сбыта, Миллер отдельно отметил развитие российско-французского сотрудничества в энергетической сфере. В марте текущего года «Газпром» и GDF SUEZ отпраздновали 35-летие поставок природного газа из России во Францию.
«Наше партнерство всегда строилось на долгосрочных отношениях, основанных на соблюдении баланса интересов поставщика и потребителя. Франция, уже не один год, входит в пятерку крупнейших покупателей российского газа, а наше сотрудничество распространяется не только на поставки газа, но и на такие сферы, как энергосбережение и энергоэффективность, строительство и эксплуатация ПХГ, продажи СПГ и развитие технологий сжижения газа, научно-техническое сотрудничество», - сказал глава «Газпрома».
На прошлой неделе компания GDF SUEZ присоединилась к «Северному потоку» в качестве пятого акционера компании-оператора проекта, а компания EDF до конца 2010 года войдет в другой важнейший проект - «Южный поток». Участие французских компаний в строительстве этих газопроводов подтверждает их важность для обеспечения стабильного энергоснабжения европейцев, отметил Миллер.
Также председатель правления сообщил, что «Газпром» наращивает присутствие на перспективном рынке Великобритании. Начав с объемов в 260 млн кубометров, сегодня Группа «Газпром» поставляет на британский рынок 7,3 млрд кубометров российского газа в год.
«И в будущем Великобритания станет одним из целевых рынков "Северного потока", сюда будет поставляться порядка 4 млрд кубометров газа - это 7% от мощности проекта», - сказал Миллер.
«Мы уже не раз отмечали, что ожидаемый нами значительный рост спроса на российский газ в Европе связан не только и не столько с ростом потребления газа в Старом Свете, сколько с драматическим падением собственной добычи в Европе. Еще одним важным фактором, который окажет влияние на европейский рынок, станет "газ в моторах"», - заявил глава «Газпрома».
Среди альтернатив бензину и дизельному топливу природный газ на сегодняшний день является наиболее перспективным выбором по экономическим, экологическим и ресурсным характеристикам.
Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, в частности, синтетического топлива из газа, позволит не только увеличить потребление нашего основного товара - природного газа, но и сократить разрыв между ценой условной единицы энергии, получаемой из газа и из нефти, отметил Миллер.
«Сегодня цена одной калории, получаемой из газа, меньше цены калории из нефти. Более широкое использование газа как моторного топлива на европейских рынках создаст объективные предпосылки к усилению межтопливной конкуренции и, как результат, повышению уровня цен на газ для конечных потребителей», - подытожил он.