55% считают, что западным бизнесменам прежде всего присуща деловая хватка, а по мнению 51% отпрошенных, отечественным предпринимателям присуща жажда наживы. Такие данные получили специалисты «Левада-Центр», проведя опрос 1,6 тыс. россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, пишет k2kapital.
По мнению 49% опрошенных, западным предпринимателям присущ трезвый расчет и рационализм, а 41% респондентов считает, что для российских бизнесменов характерна склонность к разного рода жульничеству и махинациям.
По 26% опрошенных также сказали, что для западных бизнесменов характерна инициативность и настойчивость в достижении поставленных целей, а для отечественных - нежелание честно трудиться.
Исследовательский центр отмечает, что данные представленных исследований подтверждают, что в российском общественном мнении существует достаточно устойчивый стереотип восприятия образа как западного, так и отечественного предпринимателя.
Западный бизнесмен выглядит в глазах большинства наших сограждан деловым, рационально мыслящим, трудолюбивым, целеустремленным, инициативным профессионалом, не только в достаточной мере компетентным в своей области, но и обладающим широким кругозором и высоким уровнем общей культуры.
Отечественный предприниматель в восприятии россиян, напротив, обладает полным набором негативных характеристик: его задача любой ценой заполучить желаемую наживу, он обладает деловой хваткой, но использует ее для реализации различных махинаций и мошеннических операций, в целом он ленив, что отражается не только на профессиональной деятельности, но и на общем, низком, уровне культуры и эрудиции.
Наиболее часто негативные оценки российским предпринимателям дают респонденты в возрасте 25-54 лет, имеющие высшее образование, а также руководители и представители силовых структур.
Такое отношение в значительной степени говорит о традиционном стереотипе сознания российской интеллигенции и бюрократии, в соответствии с которым за стремлением наших соотечественников к получению прибыли может лежать лишь жадность, нежелание честно трудиться, отсутствие профессиональных навыков в какой-либо области, а также небольшой кругозор. Однако этот образ не распространяется на представителей западного бизнес сообщества. В глазах российских интеллектуалов они являются истинными носителями протестантской этики, обладающими соответствующими положительными качествами.
Стоит отметить, что отрицательные черты отечественных бизнесменов достаточно часто отмечают и сами российские предприниматели.