Надежды на то, что строительный сезон 2009 года позволит производителям и продавцам строительной керамики (кирпича, черепицы и брусчатки из глины) хотя бы компенсировать убытки, связанные с кризисом, не оправдались.
По данным аналитической службы ведущего импортера элитной строительной керамики из Западной Европы компании «Брикфорд», к началу лета затоваривание на рынке отечественного керамического кирпича составило 62%. Лето - сезон, на который приходится наибольшая активность на строительном рынке. Сезон завершается, но склады почти всех отечественных заводов, производящих строительную керамику - забиты готовой продукцией.
«Погасить печь - равносильно самоубийству, - говорит Инна Бочарова, директор по маркетингу компании «Брикфорд». - Печь для обжига кирпича - та же доменная печь. Производители поддерживают жизнь в них в надежде на чудо, но с приближением зимы вероятность того, что это чудо случится, все меньше. Некоторые производители пытаются продавать кирпич по цене в 3 руб. за штуку. Год назад этот же кирпич стоил 15-20 руб.».
Основным фактором, способствующим дальнейшему ухудшению положения отечественных производителей строительной керамики, стал запрет на использование керамического кирпича на внешнем слое многослойных конструкций на объектах госзаказа. Основа стен многослойных зданий может быть из бетона, пеноблоков и т.п., после чего они утепляются, а снаружи облицовываются.
«Власти Москвы первыми издали распоряжение, наложившее запрет на использование облицовочного кирпича на объектах госзаказа, - говорит Илья Бочаров, генеральный директор компании «Брикфорд». - Вслед за Москвой подобные постановления приняли в Казани, Санкт-Петербурге и других городах. Причина понятна: низкое качество строительства, нарушение технологии, да и низкое качество отечественного кирпича - приводили, в лучшем случае, к утрате зданиями нормального вида, в худшем, - к обрушению кирпичной кладки. По сути, отечественные керамисты лишились госзаказа».
Импортеры европейского кирпича поддержкой государства не пользовались никогда. В начале года руководство «Брикфорда» предсказывало повышение ввозных пошлин. По мнению Илья Бочарова, единственной целью этого шага должно было стать повышение сборов Федеральной Таможенной службы.
Воспринимать подобные меры как защиту рынка нельзя, поскольку отечественный и европейский кирпич разнятся не только по своим характеристикам, но и по цене. Стоимость элитного западноевропейского кирпича начинается сегодня от 2 Евро за штуку. Формально ФТС пошлины не повысила. Ставка ввозных таможенных пошлин на импортный кирпич по-прежнему составляет 20%.
Однако с начала года трижды корректировалась таможенная стоимость кирпича, то есть стоимость, от которой вычисляется процент таможенной пошлины. По факту реальную стоимость кирпича определяет не производитель, не импортер, не рынок, а ФТС.
Рынок импортного кирпича также серьезно «просел». По данным Федеральной Таможенной службы, крупнейший мировой концерн по производству кирпича Wienerberger за шесть месяцев 2009 года ввез в Россию всего 2,5 млн. штук кирпича. За весь 2008 год этим производителем было ввезено 30 млн. штук кирпича. Это при том, что в линейке Wienerberger на российском рынке в основном представлен прибалтийский кирпич - «народный» вариант импортной керамики по цене примерно 0,7 Евро за штуку.
«Нашей компании к концу лета удалось выйти на показатели прошлого года, - говорит Илья Бочаров. - Но мы отдаем себе отчет в том, что наш успех достигнут за счет развития региональной сети и сохранения клиентской базы - ее основа архитекторы, с которыми мы работаем на протяжении долгих лет. При этом мы вынуждены удерживать цены за счет потери доходности своего бизнеса. В нынешней ситуации мы можем с уверенностью говорить, что мы довели свою долю на рынке элитной строительной керамики до 80%. Впрочем, этот результат достигнут в том числе за счет ослабления позиций наших конкурентов. Будущее же не вызывает оптимизма».
По итогам шести месяцев 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года, компания «Брикфорд» добилась роста продаж по керамической черепице на 7% (11 400 кв.м), по брусчатке также на 7% (1,400 тыс. шт.), по сухим смесям (Германия) - на 11% (8 500 тонн). Однако по ключевому для «Брикфорда» показателю - по облицовочному кирпичу - продажи снизились почти на 20%, до 1,850 тыс. шт. Основной потребитель продукции «Брикфорд» - частный застройщик.
«Как мы и предсказывали, в ноябре 2008 года ценовое дно на импортный кирпич прошло, - говорит Илья Бочаров. - Начиная с июня 2009, за счет увеличения таможенных и транспортных ставок цена на ввозимый кирпич начала стремительно расти. Импортный кирпич становится все менее доступным и все более элитным. Сегодня цена кирпича в нашем прейскуранте начинается от 1,5 Евро. Это напоминает ситуацию с автомобилями. Импорт стремительно падает, денег в казну не поступает, свои производители на грани банкротства и не способны производить качественный продукт. Патовая ситуация. В первую очередь, страдает потребитель. Как и в 1998 году, качественный керамический кирпич становится уделом не многих. И без того унылые в архитектурном плане коттеджи из низкокачественного красного кирпича, заполонившие территорию Россию получили шанс на свое долголетие».
«Брикфорд» - ведущий импортер элитной строительной керамики из Западной Европы, контролирующий не менее 70% рынка элитной стройкерамики. 20 лет на рынке. 15 представительств в регионах России. Брикфорд представляет марки: ROEBEN, CRH, Quick-mix, VANDERSANDEN, KORAMIC, A.K.A, а также KERAKAM (Самара) и RAUF (Cанкт-Петербург).