В России потребительский спрос начал угасать только в 2009 году, в отличие от развитых стран, где потребительская пирамида начала свое падение год - полтора года назад, говорит Bigness.ru финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
«Данные ЦБ показали, что сокращение кредитования началось только с февраля 2009 года, до этого объем выдаваемых потребительских кредитов рос. Кредитование в последние годы не только являлось топливом для наращивания скорости потребительских расходов, но также является индикатором того, насколько потребители уверены в завтрашнем дне», - считает эксперт.
По его словам, в течение 2009 года от месяца к месяцу продажи в магазинах падали. Росстат на прошлой неделе опубликовал статистику, которая показала, что в июле произошел резкий спад продаж, ни о каком «дне» говорить не приходится. Поэтому компании начинают оптимизировать производство, чтобы соответствовать более низкому спросу на производимую ими продукцию.
«Этот процесс довольно долгий, но первым этапом станет сокращение фонда оплаты труда. Это мы видели в первой половине года и, скорее всего, увидим в ближайшие месяцы, хотя и не в том же объеме. За рубежом наметились некоторые признаки стабилизации спроса и предложения, и второй волны обвала российского экспорта уже, можно надеяться, не произойдет», - говорит Купцикевич.
«Второй этап оптимизации производства состоит в повышении производительности труда и совершенствовании технологий. Последние опросы рекрутинговых агентств говорят, что, несмотря на сокращения в компаниях, оставшиеся сотрудники не стали работать лучше, даже хуже. Вместо западной тенденции "надо показать, на что я способен", включается восточный пессимизм "зачем работать лучше, я все равно следующий", здесь революции быть не может», - продолжает эксперт.
Как отмечает специалист, остается только ожидать, что российский ЦБ сумеет добиться, чтобы кредиты для компаний стали дешевле, так как 20% -25% годовых по кредитам для компаний, особенно при высокой загруженности уже существующими долгами, выглядит нереальной цифрой. Доступ к кредитным деньгам позволит оснастить компании более качественным оборудованием.
По словам Купцикевича, переход от количества к качеству ожидается также и в потребительском сегменте. Тот факт, что продажи в магазинах сократились (в рублях на 10%, а в долларовом эквиваленте порядка 25-30%), говорит об изменении предпочтений.
«Нельзя забывать, что расходы на ежедневные траты (продукты питания, оплата коммунальных услуг, транспорта и другие необходимые расходы) составляют порядка 70% от доходов населения. Поэтому и ужиматься будут лишь по некоторым статьям, в частности в продуктах, и, несомненно, постараются по максимуму запастись «подушкой безопасности», сократив те траты, которые можно отложить, то есть одежда, обувь, бытовая техника (часто, это именно кредитные деньги)», - поясняет аналитик.
«Стоит ли надеяться, что цены на нефть и другое сырье, которое мы экспортируем, вновь вернется к максимумам 2008 года, равно как и доверие иностранных кредиторов, готовых давать в долг российским компаниям и банкам? Мы сможем забыть о "тощем 2009", как о страшном сне, вновь сосредоточиться на поднятии своего имиджа и показного уровня жизни путем покупки дорогих вещей в кредит. Вспоминается слоган из рекламы: "Нет, сынок, это фантастика!"», - подытожил эксперт.