Во вторник, в тени переизбрания Бена Бернанке на второй срок, практически без внимания осталась публикация Белым Домом и Бюджетным Управлением Конгресса прогнозов по бюджету на предстоящие десять лет, говорит Bigness.ru финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
По его словам, сообщалось, что совокупный дефицит бюджета за 2010-2019 годы составит $9 трлн, почти вдвое увеличив госдолг Соединенных Штатов. Данная новость подрывает доверие к президенту Обаме, который обещал сократить долговое бремя США.
«Факт того, что Бюджетное Управление выдало довольно неблагоприятный прогноз по бюджету, следует расценивать как предупредительный сигнал Обаме. Послание можно трактовать так: этот год и следующий - кризисные, на которые запланированы огромные траты по различным единовременным программам (1,6 трлн. в 2009, 1,4 - в 2010)», - поясняет эксперт.
«Последующие уже полностью демонстрируют, что ожидает Штаты в случае сохранения текущих налогов и программы медицинского страхования: дефицит бюджета после 2010 и 2011 будет сохраняться выше $500 млрд, чего не было до кризиса», - продолжает он.
По его мнению, совокупный госдолг будет расти и далее, составив к 2019 году почти 70% от ВВП, что противоречит обещаниям президента, которые он давал в первые дни после своего избрания, взять под контроль все расходы и повысить их эффективность.
«Обама может сдержать слово традиционным для демократов методом - повысить налоги, а страшные цифры бюджета будут предложены Конгрессу в качестве обоснования необходимости столь непопулярных мер. Рост налогов сдержит бизнес, что в свою очередь затормозит и экономику, поэтому нельзя ожидать, что только налогами попытаются закрыть эту огромную дыру», - прогнозирует Купцикевич.
Некоторую часть возьмет на себя инфляция, отмечает эксперт. Баффет в своей статье недаром ссылается на Кейнса, отмечая, что инфляция является абсолютно легальным и незаметным способом пополнить свой бюджет. Для внешних кредиторов инфляция приводит к снижению курса валюты, сокращая также и долговую нагрузку (номинальный ВВП растет быстрее, чем долг и соотношение уже выглядит не столь пугающе).
Несомненным благом, как отмечает специалист, является то, что правительство Штатов имеет долги, номинированные в долларах, а не другой иностранной валюте.
«Например, с Россией такой номер не прошел бы, так как иностранцы предпочитают иметь дело с номинированными в долларах или евро долгами. Кроме того, поддержание более высоких темпов инфляции позволит поддерживать и процентные ставки на относительно высоком уровне, обещая кредиторам большую доходность. Какой смысл держать дорогой доллар, когда требуется запустить собственное производство и не повторить ошибок Японии в "потерянном десятилетии", когда производство переносилось в Китай, а мягкая монетарная политика стимулировала кредитование производства за рубежом, а не внутри страны», - поясняет Купцикевич.
Он отмечает, что США стоят сейчас перед такой же проблемой, как в 70-е, когда наблюдалось подобное раздувание бюджетного дефицита за счет перекосов в торговле.
«Тогда, будучи «отвязанным» от европейских валют и золота, доллар за восемь лет (с 71 по конец 79) упал вдвое к корзине европейских валют, которые сейчас входят в евро. Сейчас для того, чтобы снизить курс доллара Казначейству и ФРС не нужно получать согласия множества европейских государств, следовательно, ослабление доллара (возможно, даже в разы) в ближайшие годы является вероятным сценарием, который изберут Штаты для решения собственных проблем», - подытожил аналитик.