Представители китайских производителей и бизнесменов, товары которых были конфискованы на Черкизовском рынке, признают, что были предупреждены о возможность его закрытия, однако в погоне за сверхприбылями продолжали возить товар по нелегальным схемам. После ликвидации Черкизовского на грани банкротства оказались сотни китайских предприятий, большинство из которых располагаются в провинции Чжэцзян, сообщила Bigness.ru ChinaPRO.
75% представителей китайских заводов, опрошенных ChinaPRO, признают, что как минимум слышали о возможности закрытия Черкизовского рынка. Только для 10% его ликвидация стала полной неожиданностью. При этом 90% утверждают, что не были готов отказаться от "серых" схем поставки товаров в Россию.
«Слухи о закрытии Черкизовского появлялись с завидной регулярностью, но ограничивалось все простыми проверками. Поэтому казалось, что Черкизовский вечен. В то, что его теперь нет, мы до сих пор не можем поверить», - говорит китайский бизнесмен Сюй Чао, продававший на Черкизовском обувь.
Он не скрывает, что работал «в серую». «Пробовали было возить грузы сами, законным путем, но это оказалось настолько утомительно, что доставку поручили российской компании». Предприниматель рассказывает, что груз отдавали российским посредникам в Китае и получали его уже на Черкизовском со всеми документами. «Серая» ли схема или «белая» мы не интересовались. Догадывались, конечно, что не все чисто, но так было удобно: ни проверок, ни сертификатов - никаких сложностей», - говорит он.
О том, что Черкизовский могут закрыть слышал и фабрикант из Дунгуана Ли Вэй. «Наш московский представитель говорил о необходимости выхода на легальные схемы, но каждый раз жажда наживы брала верх, и мы продолжали работать по-старинке, деньги на кону стояли немалые», - говорит он, отказываясь назвать муссу, о которых идет речь.
Фабрикант Чжан Чжиган более откровенен. «Наш оборот доходил до $20 млн в год», - говорит он, поясняя, что на Черкизовский его завод поставлял до десяти контейнеров с одеждой ежемесячно. «За те три года, что мы работали на Черкизовском рынке, только в качестве каких-то выплат мы отдали несколько миллионов долларов. Что это за выплаты? Я не совсем понимаю, никаких квитанций за это нам не давали» - говорит он.
«Для меня закрытие рынка стало полной неожиданностью, - рассказал торговец женским бельем Сяо Хай. - Политика меня не интересует. Как говорится, нет вечной дружбы есть лишь вечная выгода. Если бы нам намекнули реально, что через месяц все прекратится, мы бы, конечно, предприняли шаги для минимизации потерь, что делать теперь, не знаю. В Москве есть несколько рынков, которые теоретически могли бы заменить Черкизовский, мы туда ходили, нас там не ждут».
Как говорят китайские производители, весь товар, уходивший в «Черкизовскую дыру», теперь просто никому не нужен. «Для внутреннего рынка он не годится, потому что не дотягивает по качеству, продать в Европу его невозможно из-за кризиса», - говорит Сяо Хай.
Закрытие Черкизовского может обернуться миллиардными потерями для китайских заводов и миллионными увольнениями. Как рассказала в интервью ChinaPRO секретарь Ассоциации производителей обуви Вэньчжоу Се Жунфан, доля китайских коммерсантов в ежедневном обороте Черкизовского ($50 млн) составляла 70-80%.
«За время после ликвидации рынка в провинции Чжэцзян, откуда было 60% бизнесменов с Черкизовского, закрылись 100 предприятий, около 1 млн человек могут остаться без работы», - поделилась с ChinaPRO информацией секретарь Ассоциации.
К слову, по данным Се Жунфан, средняя китайская компания зарабатывала на Черкизовском порядка 10 млн юаней в год ($1,47 млн). При этом, прибыль китайских продавцов одежды в России составляет 50%, тех, кто занимается кожаной одеждой - 55% - рассказал в интервью ChinaPRO председатель Китайской ассоциации легкой промышленности Чэн Шинэн.