«Латвия спасена от банкротства», - объявил сегодня по Латвийскому радио премьер-министр республики Валдис Домбровскис. Благодаря принятым накануне на внеочередном заседании правительства страны мерам по сокращению расходной части государственного бюджета на текущий год, удалось сэкономить 500 млн латов (приблизительно соответствует $1 млрд).
Обрезаны в первую очередь были социальные расходы. Можно сказать, что Латвия спасена при пассивном участии населения.
Так, все виды пенсий были сокращены 10%, зарплаты бюджетникам - на 20%, сокращение пособий по рождению ребенка и семейного пособия составило 10%. В налоговой сфере сокращен необлагаемый минимум на доходы физических лиц - с 90 латов до 35 (с $180 до $70).
Правительство Латвии решило пока повременить с ужесточение налоговой политики. Прогрессивный подоходный налог введен не будет, а повышение ставки НДС с 21% до 23% запланировано на 2011 год.
Чрезвычайная экономическая ситуация в Латвии была усугублена экономическими просчетами. Ранее, совместно с экспертами МВФ, была принята программа по стабилизации экономической ситуации в стране. В рамках ее реализации предусмотрены существенные поправки к госбюджету на 2009 год с дефицитом в размере 4,7% от ВВП. Под этот дефицит и был получен кредит в размере 7,5 млрд евро от международных финансовых организаций.
Однако этого оказалось недостаточно, и правительство Латвии разработало и приняло проект поправок к госбюджету 2009 года с дефицитом в размере 9,2% от ВВП.
Положение Латвии, тяжелее всех в Евросоюзе переживающей последствия мирового кризиса, признано совсем ужасающим. Бывшая президент страны Вайра Вике-Фрейберга в интервью Латвийскому радио вечером 4 июня призналась, что Латвия стоит на грани катастрофы.
«Латвия рискует стать самой плохой страной Евросоюза. Политики должны действовать, а не ждать, когда проблемы разрешатся сами собой. Иначе, в конце концов, вся страна может исчезнуть как пузырь», - сказала бывшая президент страны. Фрейберга добавила, что спасти страну ещё можно, но для этого латвийским руководителям просто не хватает политической воли.
Только за первый квартал ВВП Латвии снизился разом на 18%, пишет Правда.ру. Действующие руководители страны показали свою полную беспомощность. Правительство в декабре 2008 г. разработало план стабилизации национальной экономики, в котором шла речь о росте налога на добавленную стоимость с 18 до 21% и сокращении расходов на госаппарат на 15 процентов. Но эффекта эти меры не дали.
Нынешнее же сокращение социальных расходов загоняет Латвию в еще большую ловушку – снижение доходов населения резко снизит внутренний спрос, что повлечет за собой еще большее падение производство. Следовательно, реальный дефицит бюджета еще больше возрастет.
При этом благосостояние латышей упадет еще больше от неизбежной девальвации национальной валюты – лата.
Наблюдатели не исключают, что латвийское правительство может провести одномоментную 25-процентную девальвацию лата.
С одной стороны, более слабый лат может облегчить экономическое восстановление страны. С другой стороны, суммы, которые нужно выплачивать в погашение кредита в евро, резко возрастут.
Для населения ослабление лата станет катастрофой. Дело в том, что Латвия крайне сильно зависит от импорта из Евросоюза. А значит, в случае падения лата на 25%, на похожую величину вырастет потребительская и промышленная инфляция.
Это может еще больше усилить социальную напряженность в балтийской республике. В середине января 2009 г. в Риге уже прошла массовая демонстрация. Люди, доведённые до отчаяния потерей работы и безденежьем, требовала распустить сейм и отправить в отставку правительство. Митинг перерос в массовые беспорядки, центр столицы был разгромлен. Некоторые политики, по традиции, обвинили во всём Россию, якобы устроившую заговор против Латвии. Но эти обвинения смешны: большую часть протестующих составляли этнические латыши.
В феврале премьер-министр Иварс Годманис подал в отставку. Пришедший ему на смену в мате Валдис Домбровскис заявил о том, что Латвия находится на грани банкротства, а денег в бюджете хватит до июля. Здесь последовала новая волна сокращения расходов на содержание аппарата, а международные финансовые организации выделили стране 7,5 миллиардов евро. Не помогло.