Нацбанк Белоруссии (НББ) запретил покупать и продавать валюту на биржевом рынке до 1 июня. Директивная ставка валютных депозитов в Белоруссии продолжает действовать, с мая она составляет 8% годовых. В стране ожидают второго этапа девальвации белорусского рубля - ослабления курса на 30% в январе 2009 года, возможно, уже не хватает, пишет «Коммерсант».
Официальный Минск отрицает существенные проблемы в экономике республики. Президент Александр Лукашенко в обращении к парламенту в феврале отметил, что «Беларусь, в отличие от России или Украины, кризис обошел стороной: если в России национальная валюта девальвирована на 50%, то у нас на 30%».
Тем не менее валютные ограничения денежные власти республики стали вводить еще в начале 2009 года, когда правительство запретило авансовые платежи при поставках импортной продукции, что привело к банкротству нескольких крупных компаний-импортеров. Кроме того, НББ указал всем действующим в стране банкам принимать у населения валютные вклады под 15%.
В середине апреля вышло постановление НББ, в котором задним числом указывалось, что с 1 апреля ставки снижаются до 10%, а с 1 мая — до 8%. При этом вкладчики не имеют права снимать со своих счетов больше $1 тыс. После этого Александр Лукашенко подписал указ, предоставляющий НББ право устанавливать размер обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке.
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук вчера сообщил изданию, что вчерашние решения совмина и нацбанка республики готовят Белоруссию к новой девальвации национальной валюты. В данный момент Минск ведет переговоры с МВФ о предоставлении стабкредита, условиям предоставления которого является, по словам господина Романчука, девальвация белорусского рубля.
Александр Лукашенко уже запрашивал о кредитах Москву. «Москва в качестве условия выдачи кредита выдвигает политические требования — признание независимости Абхазии и Осетии, переход на единую валюту и передачу под контроль белорусских предприятий. В этом случае Лукашенко просто перестанет быть полноценной главой независимого государства»,— утверждает Ярослав Романчук.