29 апреля 2009 года Федеральная служба по финансовым рынкам России опубликовала свое решение о введении запрета на ведение ряда операций у 28 НПФ, сообщила Bigness.ru Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов, отметив, что среди этих фондов нет ни одного члена Ассоциации.
Суммарный объем обязательств всех этих фондов настолько невелик, что их потеря никоим образом не скажется на устойчивости рынка, а наоборот будет только способствовать его укреплению, говориться в пресс-релизе.
Строгое соблюдение негосударственными пенсионными фондами лицензионных требований является необходимым условием успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного пенсионного страхования. В этом смысле НАПФ полностью поддерживает принимаемые ФСФР России меры. При этом НАПФ обращает внимание Федеральной службы по финансовым рынкам на то, что при их проведении необходимо обеспечить защиту прав вкладчиков и участников, а не менеджеров фондов, оказавшихся неспособными привести свои НПФ в соответствие с нормативами.
Следует отметить, что проведение такого массового воздействия на НПФ не обеспечено, по мнению НАПФ, необходимыми организационными мероприятиями.
В прессе изложена позиция регулятора: «В соответствии с законом мы можем либо сразу отозвать лицензии НПФ, либо ограничить их операции. Мы выбрали второй вариант. С одной стороны, мы опасались, что если отзовем лицензии сразу, то фонды выпадут из нашего поля зрения, а их собственники могут попытаться вывести активы. С другой стороны, это последний шанс для фондов к исправлению ситуации». Из этих слов можно сделать вывод, что у ФСФР России отсутствует процедура, обеспечивающая соблюдение прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае аннулирования у фонда лицензии. Есть ли гарантии, что процедура последовательного предупреждения обеспечит защиту от того, чтобы собственники не смогли вывести активы?
По данным последней отчетности, представленной перечисленными в решении ФСФР России фондами, в них обслуживаются свыше 313 тыс. участников и 953 застрахованных лица; 10350 человек получают в этих фондах негосударственную пенсию. Защита и обеспечение прав этих лиц – несомненная обязанность ФСФР России как уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти.
Определенное сожаление вызывают запоздалые действия ФСФР России. Перечисленные в списке ФСФР фонды не соответствуют требованию о минимальном размере имущества для обеспечения уставной деятельности определенного еще с 1 января 2005 года. Многие из перечисленных в списке ФСФР фонды не представляют установленную отчетность на протяжении года и более.
В этих условиях своевременные и решительные действия государственного регулятора должны были способствовать принятию соответствующих мер фондами, которые в состоянии увеличить ИОУД, а в отношении других - обеспечить очищение от них рынка. Сейчас соответствующая реакция фондов и их учредителей в условиях кризиса гораздо более затруднена, чем в условиях нормального развития рынка в 2005 -2007 годах.