29 апреля в Ассоциации добытчиков минтая прошёл круглый стол «Формирование вторичного рынка долей квоты вылова (добычи) водных биологических ресурсов». В заседании приняли участие руководители рыбохозяйственных предприятий, специалисты региональных администраций и территориальных органов Росрыболовства, ОАО «Сбербанк», ОАО «Россельхозбанк», аудиторских и оценочных компаний, говориться в сообщении пресс-службы ассоциации.
Вторичный оборот долей существует в большинстве развитых стран мира и позволяет решать две крупные задачи: наращивать капитализацию рыболовной отрасли и вовлекать доли квоты на вылов водных биологических ресурсов в финансовый оборот.
В России право на вылов водных биологических ресурсов получили 1 700 предприятий, но фактический вылов осуществляют не более 70% из них. В то же время лишить законным образом долей квоты оставшиеся 30% компаний (их часто называют «рантье») невозможно, так как они надёжно защищены нормами Гражданского кодекса.
Но доставшийся в наследство структурный изъян может быть использован во благо, если легализовать фактически происходящий оборот долей квоты вылова (добычи) водных биологических ресурсов. Для этого необходимо внести в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормы, регулирующие вторичный оборот долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Прямым следствием введения подобной законодательной нормы является укрупнение в отрасли. Так, в Исландии за 15 лет доля вылова, приходящаяся на десять крупнейших компаний увеличилась с 27% до 57%. В США количество предприятий, работающих в минтаевой индустрии, сократилось с 34 в 1992 году до пяти в 2008 году.
Консолидация отрасли приводит к появлению крупных игроков, способных вкладывать серьёзные средства в обновление флота. По мнению президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, «свободный оборот долей - это утешительный приз для фирм-рантье и одновременно расширение ресурсной базы для настоящих рыбаков. Законодательство так устроено, что выйти из возникшего ребуса можно только таким образом. Прямая же конфискация права вылова у компаний-рантье будет юридически небезупречна. Легальный вторичный рынок станет юридическим выражением экономически значимого согласия относительно доступа к ресурсам».
Член Совета Ассоциации добытчиков минтая Вячеслав Москальцов больше внимания уделяет другой стороне рыночного оборота долей: «Законодательное введение свободного оборота долей позволит использовать его в качестве залога. Уже сейчас «Россельхозбанк» кредитует селян под залог будущего урожая.
Аналогичный механизм может быть реализован при залоге квот на вылов рыбы». Рыболовная отрасль испытывает реальный дефицит залоговых активов: оценочная стоимость основных фондов отрасли не превышает 35 млрд. рублей, а ежегодная потребность в кредитах оценивается в 65 – 70 млрд. руб. Разрыв между потребностью отрасли в кредитных ресурсах и наличной залоговой базой составляет не менее 50 млрд. рублей, потому что банки оценивают основные фонды предприятий (прежде всего, суда) по гораздо меньшей стоимости, чем официальные 35 млрд. рублей. Возникающий разрыв рыбаки вынуждены компенсировать за счёт иностранных кредитов.
Участники круглого стола обратили внимание на необходимость детального установления всех аспектов, связанных с оценкой и учётом долей квоты (вылова) водных биоресурсов как особого вида нематериальных активов. Ассоциация добытчиков минтая намерена в мае обратиться с рекомендациями и предложениями в Росрыболовство, Сбербанк и Ассоциацию российских банков.