Коррекционная волна накрыла мировые финансовые рынки. В понедельник инвесторы распродавали активы на фондовых биржах, закрывали длинные позиции по европейским валютам, и переходили в традиционно надёжные, на их взгляд, доллары и иены.
Медвежьи настроения на рынках были спровоцированы общими опасениями касательно состояния крупнейших финансовых институтов США и Западной Европы. Несмотря на достаточно позитивную отчетность Bank of America, чья прибыль в I квартале 2009 г. превысила $4 млрд., в течение торгового дня понедельника бумаги эмитентов финансового сектора на основных мировых фондовых площадках были лидерами падения. Акции всё того же BoA по итогам заокеанской сессии подешевели почти на 25%.
Участники рынка всё больше опасаются возможных негативных итогов так называемых стресс-тестов, которые должны дать оценку качеству активов 19-ти крупнейших американских банков, а также, выявить потребность этих кредитных организаций в дополнительном капитале. В ближайшее время станут известны первые результаты «тестирования на профпригодность», и как ожидают многие эксперты, результаты анализа банковских балансов могут выявить серьезные диспропорции и острую необходимость в докапитализации многих финансовых институтов. Ведь проблема токсичных активов так и не решена, всё тот же Bank of America увеличил резервные отчисления на покрытие потенциальных убытков от кредитной деятельности до $ 13,4 млрд.
При этом, согласно отчетности, совокупный объем проблемных активов за первые три месяца 2009 года на балансе банка вырос до $25,7 млрд. (+41% к/к). По некоторым подсчетам, общие списания всевозможного «кредитного мусора» американскими финансовыми организациями в этом году могут составить 300-500 млрд. долларов. Увеличение рисков в банковском секторе подтверждается и решением немецкого правительства создать так называемый «плохой банк» (хотя речь, скорее всего, будет идти о нескольких учреждениях) с целью абсорбировать у национальных банков Германии неликвидные активы.
Напомним, что до недавнего времени немецкое руководство достаточно скептически относилось к подобной идее, считая, что кредитные организации сами могут справиться с ситуацией. И вот теперь крупнейшая экономика Европы в экстренном порядке разрабатывает план очистки банковских балансов (их активной части) от тяжелого груза просроченных кредитов, структурных деривативов и прочих неликвидных активов.
Создание финансовых «мусороперерабатывающих заводов» достаточно дорого обойдётся немецкой казне. Потенциальная угроза роста бюджетного дефицита в Германии оказывает сейчас дополнительное давление на единую европейскую валюту. Ведь именно налогово-бюджетная дисциплина стран-участниц Еврозоны и соблюдение ими Договора «О стабильности и развитии» гарантировало привлекательность и надежность евро. Теперь же эти базовые принципы (ограничение дефицита бюджета и госдолга) воспринимаются странами Монетарного Союза скорее, как рекомендации, нежели, как жесткие обязательства.
А тут еще и скрытый раскол среди управляющих Европейского Центрального Банка. Так, главы ЦБ Австрии (Эвальд Новотны) и Германии (Аксель Вебер) выступают против снижения ставки рефинансирования в регионе ниже 1%, считая подобный шаг губительным для рынка частного межбанковского кредитования. Между тем, Представители Банков Греции, Кипра, Португалии, напротив, ратуют за более агрессивные и масштабные меры в области денежно-кредитного регулирования с использованием нетрадиционных шагов количественного смягчения.
Находясь под колоссальным давлением, Президент ЕЦБ пытается, конечно, маневрировать и выработать единую позицию Банка Еврозоны, хотя сам Жан-Клод Трише склоняется больше к консервативным взглядам президентов Бундесбанка и ЦБ Австрии. В итоге, по нашим прогнозам, наиболее радикальными шагами, на которые может пойти европейский регулятор на майском заседании станут: снижение учетной ставки на очередные 25 б.п., пролонгация сроков предоставления ликвидности в рамках операций по рефинансированию с нынешних 6 месяцев до 1 года и объявление о начале выкупа краткосрочных корпоративных облигаций (векселей), с целью облегчить ситуацию с фондированием для частных компаний европейского региона.
Еще раз подчеркнем, что данный прогноз, на наш взгляд, является наиболее радикальным сценарием итогов майского заседания ЕЦБ. При этом, по какому бы пути монетарные власти валютного блока не пошли бы, позиции евро останутся достаточно уязвимыми. Решения о масштабном снижении учетной ставки и введении нетрадиционных мер денежно-кредитного регулирования в Еврозоне спровоцируют продажи евро, так как, по сути, ЕЦБ пойдёт по пути коллег из Федрезерва, Банков Англии и Швейцарии.
Только всё это с некоторым временным лагом, а время в условиях рецессии – крайне дефицитный ресурс и «действия на опережение» ценятся инвесторами крайне высоко, так как предполагают более быстрый выход из кризиса. Если же европейский банк продолжит гнуть жесткую линию монетарного консерватизма, то евро может пострадать еще больше, на фоне нарастающих проблем, как в финансовом, так и в реальном секторах Еврозоны.
Таким образом, мы сохраняем негативный прогноз во II квартале 2009 г. по единой европейской валюте, и ожидаем увидеть котировки главного валютного тандема рынка Forex в мае в районе $1,20-1,25 за евро.