Позитив от саммита стран Большой Двадцатки (G20) несомненно, привел в воодушевление мировые финансовые, сырьевые и фондовые рынки. Вчера на агрессивную покупку биржевых активов инвесторов сподвигло намерение G20 потратить $5 трлн. до конца 2010 года для стимулирования мировой экономики.
$250 млрд будут выделены на поддержку финансовых рынков. Направляя такие колоссальные средства на стимулирование мировой экономики, G20 заявила об ужесточении контроля за их распределением. В частности, по настоянию Франции и Германии решено покончить с признанными мировыми оффшорными зонами.
На ожидании скорого окончания кризиса, цены на нефть в день проведения саммита взлетели почти на 9%, а мировые фондовые индексы прибавили 3-6%. То есть, по сути, инвесторы дали аванс мировым лидерам, ожидая реального позитива в судьбе мировой экономики, непременно уже до конца этого года.
Что же кардинально нового принесли итоги этого саммита G20? Лидеры самых влиятельных экономик мира приняли итоговую декларацию, где, по сути, есть намерение отойти от экономической модели основанной на саморегулировании рынков и полной свободе действий бизнеса.
Принципиально новым пунктом выделено введение строгого наднационального контроля над мировыми финансами. То есть ни один финансовый инструмент, ни один участник финансового рынка в будущем не останутся без системы контроля, учета и регулирования. Более жесткое регулирование ждет как хедж-фонды, так и ведущие рейтинговые агентства. По сути это лишь расширяет дорогу для притока инвестиционного и спекулятивного капитала на сырьевые рынки, а также фондовые рынки развивающих стран, имеющих высокую норму доходности.
На наш взгляд, главным успехом саммита G-20 стало не только согласие всех его участников принять общие принципы восстановления экономик. По сути, был констатировано изменение глобального ландшафта мировой экономики, где такие развивающиеся страны, как Китай, Индия и Россия выступили на равных с признанными мировыми лидерами. И их голоса были услышаны.
Однако не будем надевать розовые очки и думать, что все худшее в экономике и на финансовых рынках осталось позади. Да, путь к выходу из кризиса и к дальнейшему росту капитализации фондового рынка открыт, но лишь при одном условии: если все ожидания восстановления экономики действительно будут подтверждены реальными корпоративными отчетами и макроэкономическими статданными. Без ответа пока остается и главный вопрос, какими механизмами G20 будет реализовывать принятые решения?