Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в феврале-марте 2009 года провел инициативный опрос - как изменилось мнение россиян о финансовом кризисе в марте, и как повлияла экономическая ситуация на потребительское поведение, доходы и расходы россиян.
Как следует из получившихся данных, постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную (в марте прошлого года так думали 14%, в декабре – уже 34%, а в январе-марте – уже 43-44%) или катастрофическую (в марте прошлого года – 1%, в декабре – уже 8%, в марте с.г. – 12%). Нестабильное состояние экономики отмечает каждый третий (33%), стабильное – только 4% (в сентябре так считали 19%). Наконец, лишь 1% отмечает динамичное развитие экономики.
Кроме того, кризис постепенно становится темой обсуждения большинства россиян: с января доля тех, кто активно обсуждает экономическую ситуацию, выросла с 59% до 68%. Напомним, что год назад, в марте 2008 года, об этом сообщали лишь 17%. Напротив, несколько снизилась доля тех, кто не участвует в обсуждении кризиса – с 17% в январе до 10% в марте. Между тем, 21% сообщают, что разговоры о кризисе в их окружении не ведутся – за год доля таких респондентов снизилась более, чем в три раза (в марте прошлого года об этом сообщали 68%).
Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%). 27%, напротив, полагают, что информации об экономических проблемах вполне достаточно, чтобы разобраться в происходящем. 24% наших сограждан склонны думать, что СМИ зачастую преувеличивают последствия кризиса, «разжигают страсти на пустом месте».
Как и месяц назад, наши сограждане считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса, причем доля таких респондентов выросла – с 43% в феврале до 47% в марте. 34% полагают, что наиболее остро ситуация складывается в США (34%, в феврале – 30%), каждый десятый (11%) уверен, что пострадали, в первую очередь, страны Евросоюза. Напомним, что в декабре прошлого года россияне считали США главной жертвой кризиса (47%).
За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом – с 56% до 51%. 36% сообщают, что кризис их волнует, но не сильно (в феврале – 31%). 8% заявляют, что экономическая ситуация их почти не беспокоит, 3% - абсолютно не беспокоит.
Финансовое же положение Россиян, что следует из данных опроса, «оставляет желать лучшего». С января по февраль индекс оценки материального положения («Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?») опустился до уровня 2005 года: с 43 до 35.
Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последний месяц (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает деньги даже на продукты (66%). 39% россиян сообщают, что за месяц их доходы не изменились – чаще такой ответ дают представители среднего класса (50%).
Если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15%, то сейчас – только 6%. Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году до 29%.
За год увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза – с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) – с 28% до 32%.
Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%). Далее следуют отказ от некоторых товаров и услуг (25%), задержки заработных плат, стипендий, пособий или же их сокращение (по 21%), увольнения с работы (17%), паника и депрессия в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг (по 14%), сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (13%), необходимость оказания помощи близким и взять деньги в долг (по 12%), невыплата премий, бонусов и рост преступности (по 11%), отказ в получении кредита (9%). Замыкают этот рейтинг кризисных симптомов невозможность выплаты по ранее взятому кредиту (7%), ухудшение условий работы, отсутствие в магазинах привычных товаров и повышение процентной ставки по кредиту (по 6%), отказ в выдаче денег в банке (3%).
Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% наших сограждан сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% - на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.
Траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% наших сограждан: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% - от 75% и более своих средств. 37% россиян сообщают, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи).
Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов – об этом сообщают 45%. У 35% наших сограждан эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета – впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов сообщают 11% и 2% россиян соответственно.
По сравнению с декабрем 2008 года снизился и индекс социального оптимизма («Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?»): если в конце прошлого года он составлял 40, то в январе-феврале держится на отметке 34. Это наиболее низкое значение индекса за весь период измерения (напомним, что за последние годы самые низкие значения индекса были зафиксированы в апреле 2005 года (43) и ноябре прошлого года (37)).
Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, более трети россиян уверены, что материальное положение их семьи не изменится в ближайший год (38%). 32% делают пессимистичные прогнозы, прогнозируя его ухудшение. В то же время, 13% полагают, что в ближайший год материальное положение их семьи улучшится. 18% затруднились ответить.
За год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис – это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится: в марте 2008 года так считали 31%, в марте с.г. – уже 59%. По сравнению с январем текущего года, несколько снизилось количество россиян, уверенных в скором выходе из кризиса – с 33% до 27% (год назад, в марте 2008 года так считали 25%). 14% затруднились ответить.