Все сто процентов российских грузов должны обрабатываться в портах внутри страны, заявил вице-премьер Сергей Иванов.
По планам Минтранса к решению этой задачи Россия может приблизиться уже к 2015 году. Эксперты также полагают, что проблема решаема, но параллельно с развитием и строительством новых портов надо обратить внимание на железную инфраструктуру. Переток российских грузов в отечественные порты уже начался.
В этом году впервые за несколько лет Россия снизила на 2,1 % объем перевалки грузов через Балтию и Украину. Рост грузооборота российских портов наметился еще в прошлом году и достиг 450 млн. тонн. А за первые шесть месяцев нынешнего года он увеличился еще на 222 млн. тонн. Сейчас российские порты обрабатывают больше грузов, чем порты СССР в 1990 году, отметил Сергей Иванов. Но теперь, по его словам, нужно не просто закрепить эти результаты, но и придать процессам устойчивую тенденцию.
Пока почти 20 % российских грузов обрабатывается за пределами страны. Первые проекты по развитию портовых мощностей уже запущены. В этом году должны заработать крупные перегрузочные комплексы в Усть-Луге, портах Ванино и Пригородное. Они будут перерабатывать до 56 млн. тонн грузов в год, подсчитал Иванов.
По мнению экспертов, переток грузов из зарубежных портов в российские будет выгоден с экономической точки зрения и снизит риски для российских грузополучателей из-за возможных политических проблем со странами Балтии и Украины. Порты Усть-Луги и Петербурга вполне могут принять на себя «балтийский поток», считает эксперт «Грант-Торнтон» Павел Бруссер. А Калининград вполне может составить конкуренцию незамерзающим прибалтийским причалам.
Есть, однако среди российских импортеров и такие, у которых полный переход на российские порты вызывает озабоченность. Ни для кого не секрет, что порой импорт через порты стран Балтии связан с меньшими коррупционными расходами и большей предсказуемостью сроков обработки грузовпишет K2Kapital.