Отток международных инвестиций не грозит рынку недвижимости РФ в связи с негативной оценкой многих западных стран признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, считают эксперты.
«В настоящее время мы ведем переговоры с несколькими западными инвесторами и, если честно, пока не почувствовали, что они могут уйти с рынка недвижимости России из-за политической ситуации. Российский рынок сейчас выглядит для инвесторов намного привлекательнее, чем какой-либо другой: в Лондоне на рынке недвижимости кризис, в Испании тоже, куда же еще вкладывать?», – отмечает региональный директор департамента инвестиционных услуг и департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев в интервью РИА «Новости».
В свою очередь управляющий директор по услугам корпоративным клиентам и собственникам в России и СНГ компании Jones Lang LaSalle Владимир Пинаев указывает, что объект недвижимости «нельзя продать за пять минут, а поэтому инвесторы, которые вкладывают в недвижимость, привыкли смотреть более спокойно на политические проблемы».
«При этом следует учитывать, что инвестиционные проекты, связанные с азиатским регионом, вряд ли сильно зависят от обстановки в Европе и США», – добавляет руководитель проекта УК «Метрополь» Олег Шевченко.
В то же время, признает Пинаев, западные фонды, которые только планируют выйти на рынок недвижимости России, будут гораздо внимательнее, чем обычно, изучать политические риски такого решения.
О возможности некоторого ухудшения ситуации с притоком западных инвестиций в российскую недвижимость говорит и начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак.
«В случае серьезного ухудшения инвестиционного климата в России из-за развития кризиса между Западом и Москвой, пострадают все возможные российские рынки инвестирования. В данном случае рынок недвижимости не останется в стороне. Однако ожидать такого же падения, как и на рынке ценных бумаг, не следует. Рынок недвижимости более “ тяжелый ” . На нем невозможно быстро продать большой объем объектов. Соответственно, инвесторы, заходящие на данный рынок, понимают данные риски и готовы к более длительным инвестициям», – полагает он.
Часть собеседников РИА «Новости» отмечают, что негативная внешнеполитическая обстановка, сложившаяся в последнее время в отношениях между Россией и Западом, даже может способствовать притоку вложений с волатильного фондового рынка на рынок недвижимости, который традиционно считается более стабильным.
«Можно ожидать перераспределения инвестиционных потоков с фондового рынка на рынок недвижимости – это объективная тенденция. Кроме того, возможно краткосрочное резкое повышение цен на коммерческую и жилую недвижимость», – полагает Шевченко.
Зак же заявляет, что «такая тенденция (по перераспределению потоков инвестиций с фондового рынка на рынок недвижимости) уже наблюдается».
Впрочем, уточняет эксперт, перераспределение инвестиций с фондового рынка на рынок недвижимости выражено неярко в связи с общей нестабильностью на мировых рынках капитала. Он поясняет, что, поскольку многим потенциальным инвесторам пока не хватает текущей ликвидности, они предпочитают не торопиться с вложением средств в капиталоемкую сферу недвижимости.
«Инвесторы в связи с текущим кризисом (на международных рынках капитала) не спешат вкладывать средства. Как только ситуация на финансовых площадках всего мира начнет стабилизироваться, инвесторы вновь обратят свое внимание на российский рынок недвижимости», – поясняет аналитик.
Вместе с тем, увеличения объема вложений в российскую недвижимость ждут не все специалисты. Аналитик отдела рынков капитала компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko Саян Цыренов подчеркивает, что западные инвесторы «все же достаточно чувствительны к негативному новостному фону, и это не может не отразиться на инвестиционном рынке недвижимости».
«И хотя фондовый рынок гораздо волатильнее рынка недвижимости, иностранные инвесторы в первую очередь переоценивают страновые риски. Таким образом, говорить об активном перетоке, возможно, преждевременно», – предупреждает представитель Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko.