Союз машиностроителей России направил председателю правительства Владимиру Путину письмо, подписанное председателем союза Сергеем Чемезовым. Процесс принятия решения по снижению этого налога слишком затянулся. Для машиностроителей снижение НДС – вопрос выживания, а для России – независимости и суверенитета, пишет он.
Никакого инновационного общества без снижения НДС не получится, доказывает он, в машиностроении налоги чрезмерно высоки: НДС – это 40% всех отчислений и эти выплаты съедают почти 130% прибыли отрасли. Добывающим отраслям легче, для них НДС – это всего 12% отчислений и 18% от прибыли. Инвестиции в основной капитал у добывающих отраслей тоже обходятся дешевле, сравнивает он, у них на инвестиции уходит 2/3 прибыли, а у машиностроителей — в 1,2 раза превышают ее объем. А это уже вопрос национальной безопасности, говорит Чемезов.
Идея снижения НДС до 12% возникла в администрации президента еще два года назад (вопрос тогда курировал замглавы администрации Игорь Шувалов), напоминают «Ведомости». Владимир Путин в одном из последних выступлений в качестве президента пообещал бизнесу снижение налога, бизнес встретил инициативу на ура. Резко против выступил Минфин: бюджет не выдержит выпадающих доходов, которые последуют от снижения НДС, настаивал министр финансов Алексей Кудрин. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет роста ВВП и собираемости других налогов, убеждено Минэкономразвития.
Чемезов, вступивший в эту битву, – сильный лоббист для сторонников снижения налога: цифры о потерях в отрасли в письме точь-в-точь совпадают с данными из июльского доклада Минэкономразвития. Представитель Минфина сказал, что министерство пересчитывает риски от снижения налога в связи с изменением параметров макроэкономического прогноза.
Экономисты и бизнесмены много спорят о том, есть ли смысл снижать НДС, чтобы подхлестнуть рост экономики, но даже противники снижения признают, что машиностроителям это выгодно. Наибольшую выгоду от снижения НДС получают именно предприятия с длительным производственным циклом, подтверждает Илья Соколов из Института экономики переходного периода.