В Минэкономики считают, что доходы бюджетной системы в процентах ВВП на фоне незначительного роста расходов будут снижаться, а номинальный ВВП увеличится с порядка $1,8 трлн в этом году до $6,5 трлн в 2020-м. Происходить это будет «в результате сокращения доли нефтегазовых доходов», а также сокращения доли налогов и сборов на импорт из-за присоединения РФ к ВТО.
В 2020 году дефицит бюджетной системы составит порядка $100 млрд, еще в 2015 году прогнозируется профицит на уровне $20 млрд. Это должно происходить на фоне повышения собираемости налогов. Более того, в основной вариант расчетов бюджетных показателей не включено сокращение НДС до 12% с 2010 года. В случае снижения налога весь резервный фонд будет потрачен с 2017 до 2022 года, а размер государственного долга увеличится с 7% ВВП в 2010 году до 15% к 2020-му, констатируют авторы.
Минэкономики предлагает существенно изменить структуру расходов бюджетной системы, переориентировав расходы на приоритеты концепции — инновации, инфраструктуру (кроме трубопроводного транспорта), здравоохранение, образование, соцобеспечение. Расходы бюджетной системы на «развитие человеческого потенциала» должны увеличиться с порядка $100 млрд в этом году до $700 млрд в 2020-м; на социальную политику (включая пенсии) — с приблизительно $100 млрд до $600 млрд; на экономическое развитие (в том числе инвестиции и расходы на науку и исследования) — со $100 млрд до $300 млрд, пишет «КоммерсантЪ».
Вчера, выступая в Госдуме, вице-премьер Алексей Кудрин вновь критиковал расчеты Минэкономики. В первую очередь ему не нравится идея снижения НДС: он пояснил, что снизить налог «можно только за счет недофинансирования пенсионной системы, дорог, обороны, образования, здравоохранения, потому что именно эти отрасли требуют сегодня увеличения расходов».
Впрочем, в 500 страницах документов Минэкономики все-таки приводится и список статей расходов, которые, по мнению ведомства Эльвиры Набиуллиной, должны быть сокращены, и объяснено, почему сокращение необходимо. Это прежде всего расходы на содержание госучреждений. В министерстве полагают, что они должны снижаться «вследствие проводимых мероприятий административной реформы, замедления роста тарифов на услуги естественных монополий и реализации мероприятий по энергосбережению». Хотя как доля ВВП прогнозируется сокращение расходов по этой статье, номинально с текущего года по 2020-й они увеличатся с порядка $100 млрд до $150 млрд. Сокращаться в ВВП должна доля расходов на оборону и безопасность. «Учитывая, что к началу второго десятилетия содержание военной организации будет сбалансированным, увеличение объема товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах будет незначительным, поэтому расходы на содержание будут расти медленнее, чем рост экономики. Вместе с тем темпы роста расходов на содержание будут превышать темпы инфляции», — поясняют в Минэкономики. Расходы по этой статье должны увеличиться с $90 млрд в текущем году до $250 млрд в 2020-м.