Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что четыре из пяти крупнейших нефтяных компаний, дело против которых она возбудила в июле (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз»), не представили ей в срок необходимые для расследования документы.
Служба считает, что все пять компаний злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива, а «Газпром нефть» и ТНК-ВР также обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина.
Рост стоимости авиакеросина волнует рынок уже не первый месяц. В середине июня цены в российских аэропортах превысили цены в аэропортах Западной Европы. Дизтопливо в ряде регионов обогнало по стоимости бензин АИ-95. По данным ИЦ «Кортес», среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на дизтопливо с января по июль выросли на 53,5%, на авиакеросин — на 37,7%. «Ситуация с дизельным топливом просто критическая, — говорит гендиректор компании "ИнфоТЭК Консалтинг" Наталья Шуляр, — не припомню, чтобы цена дизтоплива превышала цену 92-го бензина». По словам эксперта, рост цен на дизтопливо может негативно сказаться не только на благосостоянии потребителей, но и на объемах импорта автомобилей с дизельным двигателем, пишет «КоммерсантЪ».
Нефтяники уверяют, что действуют в соответствии с требованием ФАС. Во вторник вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепродуктообеспечению Вадим Воробьев пояснил, что компания передала службе необходимые документы и «выстроила свою линию защиты». «Мы считаем, что наша позиция в сфере ценообразования в отношении потребителей в России и других странах безукоризненна с точки зрения методологии и соблюдения законов стран, в которых мы работаем», — заверил топ-менеджер.
Эксперты считают, что одними мерами в адрес нефтяников ситуацию не решишь. Ряд аналитиков говорят, что выходом могло бы стать создание независимой биржи нефтепродуктов. «Беда в налоговой политике, — добавляет Наталья Шуляр. — Система исчисления НДПИ с привязкой к мировым ценам была применима при цене на нефть $50-60, но не $140». По мнению эксперта, государству следует «сознательно расстаться с частью доходов» и отвязать НДПИ, взимаемый с нефти, поступающей на внутренний рынок, от мировой цены на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты.