По данным ИЦ «Кортес», отпускные цены российских НПЗ на авиакеросин с 25 июля по 1 августа снизились на 1,75%. Его средняя цена по России с учетом налогов составляет 28 455 руб. за тонну.
Керосин впервые подешевел за последний год, тогда как стоимость других нефтепродуктов — мазута, дизтоплива и бензина — подвержена сезонному спаду, отмечает аналитик «Кортеса» Павел Строков. Всего с августа прошлого года авиакеросин подорожал на 89%. Впрочем, снижение цены на авиатопливо наблюдается лишь в Московском авиаузле, на аэропорты которого приходится 70% всего пассажиропотока страны, отмечает Строков. В регионах цены на керосин не изменились.
Эксперт напоминает, что одновременно дешевеет и нефть. Стоимость нефти марки Brent снизилась за минувшую неделю на 0,3%, а с абсолютного максимума 3 июля в $146,08 — на 18,2% до $124,2 за баррель. К тому же с августа вновь выросла экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, пишут «Ведомости».
Впрочем, главная причина — критика премьер-министра Владимира Путина, уверен гендиректор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский. Одиннадцатого июля Путин велел Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разобраться в ситуации, пообещав в противном случае принять «соответствующие кадровые решения». После этого ФАС возбудила дела против всех ведущих производителей авиа-ГСМ — «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «ТНК-ВР холдинга», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» — по признакам злоупотребления доминированием на рынке, а также против топливозаправочных комплексов в аэропортах (в том числе «Шереметьево» и «Домодедово»). Вслед за ФАС следить за ценами и бороться со сговорами взялась Генпрокуратура, объявив о создании межведомственной группы.
Снижение цен на керосин — «демонстративная реакция на указание начальства», уверен Островский: «Это лишний раз показывает, что ценообразование на топливо является нерыночным». После того как ослабнет внимание чиновников к проблеме, топливо опять будет дорожать, опасается Островский.