Сегодня истекает срок, данный премьером Минфину и Минэкономразвития для того, чтобы договориться о снижении НДС. Минувшей весной выяснилось, что сторонником снижения является Владимир Путин.
Накануне даты, установленной премьером и Минфин и Минэкономразвития хранили загадочное молчание относительно того, удалось ли им проработать возможность снижения действующей базовой ставки НДС с 18% до 12. Подразумевалась также отмена льготной ставки в 10% в отношении социально-значимых товаров, передает Business FM.
Минфин по-прежнему требует оставить НДС в покое, он приносит бюджету 900 миллиардов рублей в год. Снижение ставки только уменьшит поступления средств в бюджет. Против такой позиции Минэкономразвития при поддержке Владимира Путина, который несколько месяцев назад, еще будучи президентом заявил, что необходимо установить в стране единую максимально низкую ставку НДС.
«Снижение НДС крайне важно, для того чтобы действительно восстановить конкурентоспособность честных и бедных компаний. Кроме того, судя по разным оценкам, будет не так дорого. Речь идет о том, что если НДС снизиться до 12 или 10%, речь идет об одном или 1,5 % ВВП, такая сумма вполне по карманам российскому бюджету», - комментирует Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы.
Однако НДС - это не только самый собираемый налог, это еще инструмент протекционистской политики - он ограничивает конкурентоспособность импорта на внутреннем рынке. Отмена льготного НДС на социально значимые товары и вовсе не вяжется с заявленной целью - улучшение качества жизни россиян.
«Будет разовый всплеск повышения цен на эти товары, и это прямо противоположно сегодняшним социальным ориентирам государственной политики. Получается, что мы ограничиваем текущие ресурсы бюджета снижением НДС, а с другой стороны повышаем ставку на социально значимые товары по НДС. Это не очень то правильный ход, когда могут упасть цены на нефть, как источник дохода бюджета», - говорит Денис Попов, аналитик ИГ «Атон».
Ни мировой финансовый кризис, ни внутренняя высокая инфляция, ни спад нефтяных цен - не аргументы для того, чтобы оставлять НДС на том уровне, на котором находится, уверен начальник отдела аналитической поддержки Казначейства Банка «Электроника» Александр Трифонов.
«Что значит снижение на нефть, они и так астрономически высоки, ну снизятся они в ближайший год на 20 долларов, не думаю что больше, по крайней мере ничего это не предвещает, ну понимаете они же не до 25 долларов за баррель снизятся. Ну, будет 90-100-110, из-за этого поднимать панику», - отмечает эксперт.
И та и другая сторона готова к известным компромиссам. Противники снижения НДС предлагают снижать налоговое бремя за счет налога на прибыль и даже подоходного налога. Апологеты 12-процентного НДС для компенсации выпадающих доходов бюджета говорят и возможности введения налога с продаж и даже о возмещении потерь средствами от приватизации.