Коррупция – это как раковая опухоль, считает Фахад Ахмедов, совладелец «Нортгаза»: число чиновников растет, закона о коррупции нет (Дума приняла его в первом чтении еще в 2000 г., и на этом все остановилось), люди получают высокие посты по клановому принципу, естественные монополии работают фактически бесконтрольно.
«Желание президента победить коррупцию очевидно, — рассуждает Ахмедов. — Но законодательные органы сформированы не при нем, не участвовал он и в назначении руководства правоохранительных органов. Пока у Медведева нет консолидированной команды, которая помогла бы в этой борьбе, нет даже нормативного определения коррупции, так что прежде всего нужно совершенствовать законодательную базу».
Преодолеть коррупцию быстро невозможно, уверен и председатель совета директоров «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили, но сигнал действительно дан, и это не может не радовать. Молочная отрасль страдает от коррупции наравне со всеми, признает он: «Сотрудники проверяющих органов зачастую месяцами не покидают предприятия, находя все новые поводы для претензий, и чего-то ждут», пишут «Ведомости».
Законодательным обеспечением борьбы с коррупцией начал заниматься Путин, еще будучи президентом. После ратификации в 2006 г. международных конвенций он создал межведомственную группу во главе со своим помощником Виктором Ивановым. Законопроект о противодействии коррупции был в основном готов к 1 августа 2007 г.
Новый президент Медведев 19 мая 2008 г. подписал указ о создании совета по борьбе с коррупцией и межведомственной рабочей группы по разработке плана борьбы, ее возглавил Сергей Нарышкин. Источник в совете говорит, что план по борьбе с коррупцией Медведев правил лично. Документы готовили несколько групп, в них входили члены совета и эксперты.
Начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева сказала, что первый раздел документа предусматривает внесение в сентябре в Думу базового закона о противодействии коррупции и поправок в 25 законов, сведенных в два законопроекта. Базовый закон впервые даст юридическое определение коррупции. Другие акты расширят имущественный контроль на новые категории служащих — милиционеров, таможенников, прокуроров, судей. Изменится и закон об оперативно-розыскной деятельности — его можно будет применять при установлении скрываемого имущества.
По словам Брычевой, будет введена административная ответственность юрлиц за коррупционные действия, а впоследствии должны быть внесены изменения в законодательство о госзакупках, бюджете, а также законопроекты о возмещении ущерба от волокиты чиновников и неисполнении решений судов.
Вторая часть плана по совершенствованию госуправления, по словам Нарышкина, предусматривает передачу ряда полномочий в регионы с усилением контроля за их исполнением и принятие регламентов и стандартов предоставления госуслуг, а также меры по повышению прозрачности и укреплению прав граждан на получение достоверной информации.
Третья, кадровая часть плана подразумевает создание специальных подразделений в кадровых службах, которые будут работать с декларациями чиновников. Источник, близкий к совету, уточняет: чиновники должны будут докладывать о подозрительных действиях коллег и коррупционных предложениях.