В минувшую пятницу Владимир Путин прямо пообещал: если ФАС не примет меры по авиатопливу, меры примут к чиновникам. «Нужно Федеральной антимонопольной службе наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет <...> будут приняты соответствующие кадровые решения», — заявил он в Архангельске на совещании по ТЭКу.
Он счел недопустимой ситуацию, когда цены в России самые высокие в мире. По данным ИЦ «Кортес», сейчас в РФ керосин стоит в среднем 35 100 руб. за тонну (с налогами). Реакции ФАС пока не последовало. Глава департамента службы Александр Пироженко говорит, что уже выдано поручение территориальным органам по проверке ценообразования и есть результат: возбудили дело на Сахалине, пишут «Ведомости».
Между тем Путин предложил еще и разрушить монополию топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах, призвав к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива. А если рост цен продолжится — строить альтернативные ТЗК.
Глава Росавиации Евгений Бачурин в пятницу предложил ввести госрегулирование тарифов на заправку и хранение керосина. Его поддержал вице-премьер Сергей Иванов: ведомства получили поручение внести предложения по передаче Федеральной службе по тарифам функций по формированию тарифов для ТЗК.
Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов, в свою очередь, выступил за расширение числа участников торгов нефтепродуктами на Санкт-Петербургской бирже, выделение керосина в отдельную категорию товарной номенклатуры и введение экспортной пошлины, передал «Интерфакс».
Документы по пошлине пока в Минэкономразвития не поступали, говорит источник в министерстве. Директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков напомнил, что с 1 июня на светлые нефтепродукты она составляет $280,5 за тонну. Но в 2007 г. из 9,1 млн т произведенного керосина вывезено только 1,6 млн т, говорит он, и пошлина проблем не решит. Руководитель торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский согласен, что на рынке нет дефицита и цены растут из-за монополизации со стороны ТЗК. Решать проблему он предлагает через торги керосином на бирже: «Прямые контракты с нефтекомпаниями ни к чему не приведут, они благодаря территориальному доминированию будут диктовать свою цену. А авиаторы должны иметь выбор». ТОАП хочет через полтора месяца запустить торги керосином на торговой площадке РТС, где выступит маркет-мейкером.