Обязанность вести список лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме, возложена на Росфинмониторинг законом N 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний.
В первую часть вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН список международных террористов, в который уже внесены и некоторые руководители незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чечни. Во вторую — физические лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела о причастности к терроризму, и организации, работа которых на территории Российской Федерации решениями судов прекращена в связи с их противоправной деятельностью. Формированием и обновлением списка Росфинмониторинг занимается с 2003 года совместно с правоохранительными органами, Федеральной регистрационной службой и МИДом. До сведения банков список доводится через Банк России, пишет «КоммерсантЪ».
Как сообщили в Росфинмониторинге, первым шагом к открытой публикации черных списков станет согласование этой идеи с другими заинтересованными ведомствами. «Список носит сводный характер: сведения предоставляются различными государственными органами,— пояснили «Коммерсанту» в пресс-службе.— Вопрос о его открытости необходимо согласовать с ними».
На практике черный список Росфинмониторинга используется следующим образом. При осуществлении операций, требующих установления личности клиента (все, кроме обмена валюты на сумму менее 15 тыс. и социальных перечислений до 30 тыс. рублей), банковский служащий проверяет, нет ли клиента в списке. В случае полного совпадения данных (Ф.И.О, дата рождения, номер паспорта) сотрудник банка обязан под любым благовидным предлогом отказать клиенту в обслуживании и не позднее чем через сутки сообщить об этом факте в Росфинмониторинг, а тот, в свою очередь,— проинформировать правоохранительные органы.
Официальная цель публикации черного списка — облегчить участникам рынка исполнение закона и активизировать борьбу с легализацией преступных доходов. В банках не исключают, что, делая черные списки публичными, Росфинмониторинг рассчитывает подключить к борьбе с легализацией преступных доходов не только подконтрольные ему организации, но и широкую общественность
Риски, сопряженные с реализацией инициативы Росфинмониторинга, могут перевесить возможные выгоды, полагают участники рынка. «Непонятно, как банки должны будут узнавать об обновлении списков на сайте Росфинмониторинга,— беспокоится Александр Баскаков, зампред правления Собинбанка.— Если участников рынка не будут об этом извещать, может сработать человеческий фактор: банк вовремя не заметит обновления информации и в итоге может нарушить закон».