В результате изменения порядка распределения рекламных мест операторы рынка наружной рекламы могут потерять часть конструкций. Согласно вступившим в силу сегодня поправкам в закон «О рекламе», на торги будут выставлены щиты, по которым у их владельцев не заключены договоры аренды.
Долгосрочные договоры аренды, по предварительным данным, не заключены примерно у 10% конструкций, стоящих на городской земле, рассказал «Коммерсанту» председатель комитета рекламы правительства Москвы Владимир Макаров (операторы говорят о 5-15% мест). По данным «ЭСПАР-Аналитик», в Москве на начало июня было около 22,4 тыс. конструкций. Рекламоносители на крышах и стенах зданий закон затронет в меньшей степени, отметил господин Макаров. На долю Москвы приходится 50% оборота рынка «наружки», который АКАР в 2007 году оценила в 40,4 млрд руб.
У компаний было достаточно времени, чтобы заключить с городом долгосрочный договор на право установки конструкций, утверждает Владимир Макаров. По его словам, долгосрочные соглашения большинство операторов подписали с городом в конце 2006-го — первом квартале 2007-го. Но согласно правилам размещения наружной рекламы в Москве, одного долгосрочного соглашения недостаточно: после его заключения оператор должен согласовать установку конструкций еще в целом ряде ведомств (Мосархитектуре, ГИБДД и др.) и только потом подписать договор аренды с комитетом рекламы.
Компании, которые не успели переоформить свои конструкции, будут вынуждены участвовать в конкурсах на общих основаниях или отказаться от рекламных поверхностей. Лидеры рынка утверждают, что успели заключить почти все договоры. Так, исполнительный директор компании Gallery Юрий Масленников утверждает, что проблемы могут возникнуть с 1-2% от общего числа поверхностей компании в Москве.
Проблемы могут возникнуть и у игроков рынка в регионах, считает господин Масленников. Так, в Астрахани действующие договоры есть только у фирмы «Алиса», принадлежащей супруге заместителя мэра Алексея Выборнова Анне (290 из 560 существующих конструкций). В волгоградской компании ООО «Экспресс-Сити» говорят, что не успели заключить договоров на 15-20% мест. Директор омского рекламного агентства ООО «Компаньон-РФ» Егор Сусликов отмечает, что число неоформленных мест в городе держится на уровне 90% (всего в Омске около 4 тыс. конструкций). В Самаре участники рынка оценивают число носителей без договоров в 20-25%.