Министерство нефти Ирака объявило о заключении краткосрочных сервисных контрактов по разработке месторождений нефти на севере страны Румейла, Зубайр, Западная Курна-1, Майсан, Киркук и Бей Хасан. К участию в конкурсах на их разработку будут допущены 35 компаний, названных министром нефти Хусейном ал-Шахристани.
В списке, размещенном на сайте министерства, почти все мейджоры: Royal Dutch Shell, BP, ExxonMobil, Chevron, Total, Eni, BHP Billiton, Conoco Phillips, Statoil, Wintershall. Единственная российская компания в списке — «ЛУКОЙЛ», пишут «Ведомости». Его приоритет — участие в разработке месторождения Западная Курна-2, а не сервисные контракты, говорит представитель Lukoil Overseas.
Другой российский инвестор в Ираке — консорциум ААR (объединяет акционеров ТНК-BP — «Альфа-групп», «Ренова» и Access Industries) может потерять права на добычу нефти. В 2007 г. он через компанию Norbest Ltd. приобрел у правительства региона Курдистан права на разработку на условиях СРП четырех лицензионных блоков в контрактной зоне Хаулер. На момент заключения сделки курды считали, что за Norbest стоит ТНК-BP, а не только ее российские акционеры, заявил вчера DJ министр нефти Курдистана Ашти Хаврами: «Если ТНК-BP не стоит за этим контрактом, он может быть признан недействительным».
На момент сделки власти Курдистана были уведомлены о бенефициарах Norbest Ltd., которыми являются российские акционеры ТНК-BP, уверяет совладелец «Альфа-групп» Алексей Кузьмичев. Компания исполняет все предусмотренные лицензионным соглашением обязательства и не знает о рисках расторжения сделки, добавил он.
По данным The New York Times, иракцы готовили условия конкурса при помощи группы американских консультантов под руководством чиновника госдепартамента. Представители иракского правительства и Белого дома подчеркивали, что американцы не влияют на решения иракцев по выбору партнеров. Все решения иракского правительства по международному сотрудничеству в нефтяной сфере в последние годы были предельно политизированы и определялись американцами, ожидать, что новый конкурс будет объективным, не приходится, говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Власти Курдистана могли заключить соглашение с российскими инвесторами, чтобы продемонстрировать независимость от Багдада, но под влиянием США могли пересмотреть свое решение, считает он.