В 2008 г. авиакеросин подорожал почти на 42%. По данным ИЦ «Кортес» на 20 июня, его средняя цена по России — 28 705 руб. за тонну ($1216 с налогами). Для сравнения: в Северо-Западной Европе — $1210,7, в Средиземноморье — $1281,7. Таким образом, на своем топливе стало уже дешевле летать за рубеж: в этом случае компаниям полагается возврат 18% НДС.
Заправка в Москве получается дешевле, $1297 за тонну, чем, допустим, в Париже — $1356, удивляется замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. При неполной загрузке командиры берут на борт избыток «своего» керосина, чтобы за рубежом заправляться по минимуму. На рейсе Москва — Прага — Москва при наличии на A320 топлива на «туда-обратно» (10,5 т) «Аэрофлот» экономит $2000, пишут «Ведомости».
Тем не менее топливная составляющая в операционных расходах перевозчиков растет. У «Аэрофлота» — около 40%, у «Трансаэро» — 37,7%, у российского дискаунтера Sky Express — 35%, у US Airways — 31%, у Air France — 24%, у европейского лоукостера Air Berlin — 22%, говорят сотрудники компаний. British Airways ожидает, что в 2008-2009 гг. топливо станет самой большой статьей расходов, которая увеличится с 2 млрд фунтов стерлингов ($3,9 млрд) до 3 млрд ($5,9 млрд), отмечает пресс-секретарь компании. Дискаунтер EasyJet сообщал, что удорожание тонны керосина на $1 увеличивает его расходы на $5 млн.
У компаний выход один — экономить. Менять старые, топливозатратные самолеты на новые (Ту-154 тратит за час 5,2 т топлива, А320 — 2,6 т); приобретать керосин напрямую у производителей или использовать механизм хеджирования; тщательно контролировать расход топлива в компании. «Аэрофлот» уже избавился от Ту-134 и будет избавляться от Ту-154 и Ил-96. S7 к 2011 г. спишет треть Ту-154, говорит ее финдиректор Илья Александровский.
10% роста цены керосина делают билет дороже на 4-6%, вычислила гендиректор Sky Express Марина Букалова. «Львиная доля расходов ложится на пассажиров», — не лукавит она. Обычно удается переложить на них 50-90% потерь от цен, отмечает топ-менеджер «Аэрофлота». Его компания уже объявила об увеличении тарифов на 8-10% вместо плановых 5-6%. Российские компании берут пример с иностранных — вводят топливный сбор. Он идет в билете отдельной строкой и призван объяснить пассажиру, почему так дорожают полеты. Сбор компании рассчитывают самостоятельно. Он может сильно отличаться при схожей общей стоимости полета на равные расстояния. Так, у Sky Express билет на рейс Москва — Петербург — Москва при заказе на месяц вперед стоит 4700 руб., из которых 2000 руб. — сбор (данные сайта). У «Трансаэро» при тех же условиях — 5829 руб., но сбор — 962 руб. Austrian Airlines предлагает билет Вена — Милан — Вена (расстояние примерно такое же, как между Москвой и Санкт-Петербургом) за 144 евро (5330 руб.) со сбором 64 евро (2370 руб.). И ни одна из компаний не гарантирует, что эти сборы не вырастут в ближайшее время.