«Антимонопольная служба приступила, в том числе по запросу Генеральной прокуратуры, к проведению проверок авиакомпаний и туроператоров на основных туристических маршрутах», — говорится со ссылкой на заместителя главы ведомства Анатолия Голомолзина во вчерашнем сообщении пресс-службы ФАС, посвященном расследованию роста цен на авиатопливо.
Как сказал «Коммерсанту» господин Голомолзин, ФАС действительно получила запрос из Генпрокуратуры. В нем говорится, что у ведомства появилась информация о том, что авиаперевозчики и туроператоры, работающие на популярных туристических направлениях, используют резкий рост цен на топливо как повод для опережающего повышения цен на свои услуги.
Цены на авиакеросин в России начали резко расти с ноября прошлого года, увеличившись за это время примерно на 70%. В результате в последние месяцы почти все крупные авиакомпании либо ввели, либо существенно (на $20-40) увеличили топливные сборы, одновременно повысив тарифы, а многие крупные туроператоры увеличили цены на туры по популярным направлениям. По оценке директора оператора «Анекс тур» Леонида Волкова, туры в Турцию по сравнению с прошлым сезоном подорожали в среднем на 30%. Примерно на столько же выросла цена туров в Сочи и Крым, говорит гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Пресс-секретарь Ростуризма Владимир Егоров считает, что проверять туроператоров нелогично. «Они заинтересованы в том, чтобы стоимость перевозки и соответственно тура была как можно ниже», — уверяет господин Егоров.
И авиакомпании, и туроператоры утверждают, что повышения даже не компенсируют потери от роста цен на топливо. Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на прошлой неделе говорил, что компании удастся перенести на потребителя не более 50% потерь. «Цены на авиабилеты растут медленнее, чем расходы авиакомпаний, если бы было наоборот, перевозчики не говорили бы о снижении прогнозов прибыли»,— подтверждает финансовый директор авиакомпании «Сибирь» (S7) Илья Александровский.
Туроператоры удивлены тем, что к ним возникли вопросы. «Ни о каких проверках туроператоры и авиаперевозчики еще не слышали. Какие могут быть претензии к туроператорам, вообще непонятно», — говорит гендиректор туроператора «Спектрум» Евгения Конколь. «И так мы вынуждены разъяснять туристам, что мы никак не можем повлиять на рост топливных сборов», — говорит Сергей Ромашкин. Претензии к туроператорам могли возникнуть из-за разницы темпов повышений у разных компаний, предполагает Илья Александровский из «Сибири»: при большей глубине бронирования разница нынешней цены с «докризисной», по которой оператор бронировал рейс, больше.