Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, создать который президент Дмитрий Медведев поручил в апреле, выделит под застройку через аукционы 30 000 земельных участков, рассказал вчера министр регионразвития Дмитрий Козак.
Для этого фонд (законопроект о нем Госдума примет в июле) должен будет отобрать землю у учреждений, госпредприятий и академий, доказав, что она используется неэффективно. С 4 апреля Росимуществу запрещено согласовывать продажу и сдачу в аренду каких бы то ни было земель государственных учреждений, а также пустующих участков.
«Там будет непростая работа, связанная с согласованием решений изъятия земельных участков», — доложил Козак Медведеву. Предполагается, что это будет около 1 млн га, говорит представитель Минрегиона Федор Щербаков, но, сколько участков и у каких учреждений заберут, станет ясно только к 1 января 2009 г.
Трудности, на которые жаловался Козак, видны на примере одного из крупнейших собственников — Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). Аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов проверил, как распоряжаются землей четыре научных учреждения РАСХН — в Москве, Московской и Тверской областях: две трети земель для научных целей не используются, почти 99% из них сдано в субаренду коммерческим организациям, 55,7 га наиболее ценной земли (Москва и внешняя сторона МКАД) передано компаниям по инвестсоглашениям.
Учреждение не может распоряжаться участком, на который у него право бессрочного пользования, без согласия собственника (Росимущества), а вот арендованным — может, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин: заключая инвестсоглашения, учреждения фактически сдают землю в субаренду, субарендатор строит на ней объект и получает приоритетное право ее выкупить всего за 7,5-45% (в Москве) кадастровой стоимости.
Проверка Счетной палаты не означает, что у РАСХН отберут «неэффективные» земли, говорит чиновник Минрегиона, курирующего Фонд содействия строительству. Законодательно ставка субаренды никак не регулируется, так как не предполагается, что земля в принципе будет предоставляться в субаренду, указывает партнер «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский, речь может идти о дисциплинарном взыскании с чиновника, подписавшего договоры аренды без необходимых согласований.
Чтобы вернуть отчужденную таким образом землю и передать ее фонду, нужно доказать, что госучреждение нарушило закон, говорит Ивакин. Если покупатель или арендатор получил землю небезвозмездно и не знал о нарушениях в порядке ее передачи, то он добросовестный и изъять у него землю не получится, считает Можаровский и вспоминает случай из своей практики, когда удалось отстоять право приобретателя земли, доказав, что региональное правительство имело полномочия принимать решение о приватизации участка.