На многосторонних переговорах по вступлению в ВТО России встали очередные крупные вопросы. Представители Германии сразу в начале обсуждения поставили вопрос о «Газпроме». Речь идет о статусе «Газпрома» как «государственного торгового предприятия».
Согласно нормам ВТО, деятельность таких структур, как «Газпром», подлежит ограничениям, устанавливаемым в докладе рабочей группы — документе, который РФ подписывает при вступлении в ВТО. Глава российских переговорщиков Максим Медведков в целом подтвердил эту информацию. Впрочем, и он, и глава информбюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский заявили, что этот вопрос более интересует США. «Что касается "Газпрома", для Европы вряд ли этот вопрос так уж актуален, скорее это вопрос больше Саудовской Аравии и США. Вопрос газоснабжения может быть интересен Германии, но статус предприятия — это же не сфера компетенции Германии!» — пояснил «Коммерсанту» господин Портанский.
Поднятие вопроса о «Газпроме» как о «государственном торговом предприятии» России невыгодно. Нормы, регулирующие деятельность таких структур, введены в ВТО так называемым договором ГАТТ-1994. Они распространяются на структуры в госсобственности или под контролем государства, а также на получившие «исключительные или специальные привилегии» при экспортно-импортных операциях. Предметом переговоров в ВТО становятся их ценообразование и субсидирование, экспортные пошлины. Кроме того, нужна декларация того, что их экспорт и импорт происходят исключительно на коммерческой основе, предусмотрен мониторинг ВТО торговой политики этих компаний.
Россия не признает за «Газпромом» статус «государственного торгового предприятия», несмотря на то что его экспортная монополия закреплена законом «О газоснабжении». Вопрос о статусе газового концерна лежит скорее в политической плоскости, чем в экономической, «это может осложнить дело», считает и Евгений Надоршин из банка «ТРАСТ».