Расходы россиян на товары повседневного спроса за год с апреля 2007 г. по апрель 2008 г. из-за подорожания продуктов выросли на 25%, а в Москве — на 40%, свидетельствует исследование компании «Ромир».
Расходы домохозяйств фиксировались с помощью сканеров: 8500 участников исследования с апреля 2007 г. «снимали» штрих-коды с покупок, сделанных за день. До сентября 2007 г. структура и размеры расходов россиян были довольно стабильными: около 40% повседневных расходов — непродовольственные товары, 60% — продукты. Затем баланс нарушился. «Москвичи практически не пострадали от такой корректировки — их зарплаты компенсируют рост цен, а вот у жителей небольших городов стиль потребления заметно изменился», — объясняет Андрей Федотов, гендиректор компании «Ромир панель».
По данным Росстата, в этом году продукты дорожали быстрее других товаров или услуг: за январь — май цены на потребительском рынке выросли на 7,7% по сравнению с декабрем 2007 г., а продовольствие подорожало на 10,2%. Год назад продукты дорожали в два с лишним раза медленнее: в мае 2007 г. они стоили на 4,3% дороже, чем в декабре 2006 г., пишут «Ведомости».
«Переключение на более дешевые бренды коснулось многих продуктов: мясных и молочных, растительного масла, майонеза, кондитерских изделий», — перечисляет Федотов. Потребители стали отказываться от питьевого йогурта, его потребление снизилось на 7% в пользу более бюджетного кефира. Появилась тенденция перехода от молотого кофе к растворимому у тех, кто пьет оба этих вида, замечает Федотов. Продажи растворимого кофе сегмента премиум в I квартале 2008 г. сократились на 38%.
Некоторые продукты, скажем майонез, стали попросту реже покупать. К примеру, в семьях с доходом более 16 000 руб. на человека майонез в этом году покупают в среднем 2 раза в месяц, тогда как год назад — 2,5 раза, говорится в отчете «Ромир».
Федотов рекомендует меры, применяемые на кризисных рынках, например выпуск продуктов в упаковке меньшего веса. Комбинат «Черемушки» собирается выпускать конфеты в мелкой расфасовке — чтобы люди не пугались ценников, говорит Атаходжаев.