Банк России внес изменения в положение «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам», сообщил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Теперь регулятор будет требовать от банка пересмотра качества ссуды, если выяснится, что оценку платежеспособности заемщика банк проводил на основании недостоверной отчетности.
«Если заемщик предоставляет в банк фиктивную отчетность, значит он уже недобропорядочный и такая ссуда потенциально имеет повышенный риск», — считает Геннадий Меликьян. При выявлении таких фактов банк будет обязан отнести ссуду к третьей категории качества, а резерв по ней увеличить минимум до 50%.
Активность ЦБ в части контроля за кредитными рисками банков в сегменте корпоративного кредитования вызвана ухудшением финансового состояния многих компаний. «У компаний все меньше денег,— пояснил Геннадий Меликьян.— Об этом свидетельствует тот факт, что остатки средств нефинансовых организаций на счетах в банках практически не растут». По словам господина Меликьяна, за четыре месяца этого года средства, привлеченные банками от организаций, выросли всего на 3,7%. Рост за аналогичный период прошлого года был практически в два раза больше.
Выявлять случаи предоставления компаниям кредитов на основе их недостоверной отчетности Банк России в первую очередь будет посредством запросов в ФНС. В дальнейших планах ЦБ — создать собственную базу досье нефинансовых предприятий, позволяющую оценивать их платежеспособность. В настоящее время, по словам первого зампреда ЦБ, такая работа ведется в рамках департамента банковского регулирования и надзора и ряда территориальных учреждений ЦБ.
Все будет зависеть от корректной реализации предложенных ЦБ мер, считают участники рынка. «У банков должно быть право обосновать свою позицию относительно платежеспособности того или иного заемщика», — считает зампред правления банка «Образование» Александр Акулов. Он считает, что было бы логичным дать банкам время для перестройки своих отношений с клиентами, а если этого сделано не будет, банки найдут способы обойти новое требование. «Например, кредитование будет замещено финансированием покупки облигационных займов или участием в капитале компаний-заемщиков», — предполагает Алексей Терехов, директор департамента банковского аудита ФБК.