Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по признакам нарушения ст. 10 закона «О защите конкуренции». «В последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы», — говорится на сайте ФАС.
Превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, считает ФАС. Возбуждено дело на основании обращений ТОАП («Топливное обеспечение аэропортов», один из крупнейших продавцов авиакеросина в России, присутствует в 120 аэропортах), ряда запросов о повышении цен на авиатопливо от покупателей авиакеросина и собственном анализе рынка, заявил «Ведомостям» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Авиакеросин производят все НПЗ, крупнейшие — «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, отмечает руководитель торгового дома ТОАП Евгений Островский. А основные оптовые трейдеры (общие продажи — около 5 млн т) — «ЛУКОЙЛ-аэро», ТОАП и «Газпром нефть — Аэро».
Авиаторы несколько недель бьют тревогу из-за подорожания керосина. Совет Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) 11 июня пожаловался премьер-министру Владимиру Путину: с сентября 2007 г. цена на авиационное топливо выросла на 70% до 35 000 рублей за 1 т. По данным МАРАП, с конца мая средняя мировая котировка цены на авиационное топливо снижается, тогда как на внутреннем рынке она, наоборот, растет, а причина этого — монополизация рынка авиатоплива нефтяниками и высокие ставки акцизов и налогов (60-70% от оптовой цены).
В большинстве российских аэропортов, как правило, один продавец авиакеросина, отмечает аналитик «Тройки диалог» Кирилл Казанли. Это сильно осложняет ситуацию для авиакомпаний — они вынуждены покупать топливо по монопольной цене.
С этим согласен топ-менеджер «Аэрофлота». Другие способы заправки могут предложить лишь московские аэропорты, уточняет он. В «Аэрофлоте» затраты на топливо растут на 5% в год. Сейчас это почти 40% всех расходов. У перевозчиков со старым авиапарком — Ту-134, Ту-154, этот показатель превышает и 50%, добавляет Казанли.
С 1 января российский дискаунтер Sky Express повысил цены на билеты на 500 руб. Такова сумма топливного сбора, который авиакомпания ввела с 2008 г. из-за резкого скачка цен на керосин. В билете «туда-обратно» размер топливного сбора составляет 1000 руб. Получается, что самые дешевые билеты Sky Express подорожают вдвое.
Рост цен перекинулся и на туристический бизнес: компания «Тез тур» сообщила, что с 16 июня включительно повышается топливный сбор на авиабилеты в Турцию с вылетом из Москвы на 40$ на человека. Эта доплата, как указывает туроператор, так же распространяется на ранее забронированные, но не оплаченные билеты.