Президент Дмитрий Медведев, в субботу открывший своим выступлением дискуссии Петербургского международного экономического форума, впервые дал идеологическое обоснование плана создания в России в мирового финансового центра.
Из его слов следовало, что мировой финансовый кризис 2007-2008 годов, глобальный дефицит энергоресурсов, рост цен на продовольствие Россия рассматривает как потенциальную возможность относительно быстро изменить свои позиции в мировой финансово-экономической системе, и «финансовый центр» — лишь часть этого плана, рассчитанного на ближайшие годы.
Наиболее резким тезисом господина Медведева стал его «антиамериканский» выпад. «Иллюзией оказалось представление и о том, что одна страна, даже самая мощная, может взять на себя роль глобального правительства. <…> Сколь ни был бы велик американский рынок и сколь бы надежна ни была американская финансовая система, они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки»,— пояснил господин Медведев.
Впрочем, Россия, по словам господина Медведева, занятием нового места в мировой экономической системе намерена исправить имеющиеся дисбалансы влияний, по крайней мере, в мире. По этому поводу президент намерен 13 июня сделать некоторые предложения саммиту G 8 в Осаке (вице-премьер Алексей Кудрин подтвердил, что такие предложения готовы), а также реализовывать собственную экономическую политику, став новым центром влияния на мировую экономику.
Особую роль в плане играет придание рублю роли региональной резервной валюты: спустя всего несколько часов на форуме представители китайских госинвестфондов подтвердили, что уже инвестируют в рублевые инструменты.
Если программа «технического» строительства площадки под мировой финансовый центр в Москве рассчитана на два-три года, то вопрос о том, как будет обеспечено «финансовое наполнение» этого статуса, пока неясен, пишет «КоммерсантЪ». Так, Алексей Кудрин констатировал, что сейчас перспективы распространения рубля как валюты понятны только в отношении стран СНГ и, возможно, для крупных торговых партнеров — Германии, Финляндии, переход же на торговлю в рублях, например, энергоносителями — это «долгосрочная перспектива» на срок более чем десять лет.
Пока же усиление статуса Москвы в рейтингах финансовых столиц рост цен на энергоносители и сырье с 2006 года и, как следствие, рост капитализации российских компаний, от нефтяных до металлургических, обеспечивает надежнее, чем рост ВВП России. В этом смысле цели «плана Медведева» при росте экспорта РФ будут достигаться, даже если все его содержательные пункты останутся в основном декларацией о намерениях.