Еще неделю назад РАО «ЕЭС России» готово было отложить продажу ОГК-1 — никто не захотел дать $5 млрд за 74,9% акций компании (с учетом допэмиссии). Сделка могла стать крупнейшей для РАО. Впрочем, последним было предложение на $4,3 млрд от «КЭС-холдинга» Виктора Вексельберга.
Его партнерами были Александр Абрамов и Роман Абрамович, признался в воскресенье журналистам предправления РАО Анатолий Чубайс. Поднять цену они отказались. РАО снизить планку не захотело. И место Вексельберга тут же занял новый игрок — «Роскоммунэнерго».
С 2007 г. «Роскоммунэнерго» выиграло четыре аукциона по продаже энергосбытовых компаний РАО ЕЭС, потратив менее 1 млрд руб. Выручка компании — порядка $100 млн. Откуда компания возьмет $5 млрд на ОГК-1, не ясно.
Участники рынка уже делают ставки, чьи деньги в этой сделке: версии варьируются от Михаила Абызова (он это отрицает) и неких инвесторов из Саудовской Аравии и ОАЭ до структур, близких к Кремлю, а также к нынешнему руководству РАО ЕЭС (это отрицает член правления энергохолдинга Андрей Трапезников), пишут «Ведомости».
Впрочем, совет директоров «Роскоммунэнерго» возглавляет Игорь Владимирович Кожин. Это сын управделами президента Владимира Кожина, говорят близкий к «Роскоммунэнерго» источник, миноритарный акционер одной из «дочек» РАО ЕЭС и менеджер группы «Газпром» (акционер РАО ЕЭС). Подтвердить это у самих Кожиных не удалось.
Компании с таким председателем совета будет несложно привлечь нужные деньги, считает портфельный управляющий «Альфа-капитала» Семен Бирг. И РАО, и государству нужно поставить «красивую жирную точку» в истории энергохолдинга. Продажа такого хорошего актива, как ОГК-1, с дисконтом сюда не вписывалась. Поэтому, возможно, и понадобился политический ресурс, чтобы найти инвесторов для такой сделки, рассуждает Бирг.