Согласно опросу, большинство бизнесменов видят Россию через 12 лет свободной, образованной и активной. Желающих, чтобы страна стала сильной и богатой, в 2-3 раза меньше. Свободная и образованная страна в конце концов станет сильной и богатой: свобода и интеллект — вещи более фундаментальные, чем сила, уверен помощник президента Аркадий Дворкович.
Людям в России лучше, чем деньгам, считают бизнесмены. 81% опрошенных хотят, чтобы через 12 лет их дети жили в России, но на долгосрочные инвестиции в стране респонденты готовы выделить лишь 56% своих средств. «Диверсифицировать детей нельзя, а деньги — можно и нужно», — шутит Дворкович. Но хорошо, что бизнесмены готовы инвестировать в России больше половины средств.
На стоящие перед страной проблемы и вызовы бизнесмены смотрят одинаково — вне зависимости от отрасли и желания отправить за рубеж детей или деньги.
Серьезных внешних угроз бизнесмены не видят. Экономические угрозы извне (рост протекционизма в развитых странах, падение цен на нефть, глобальная аграрная инфляция) беспокоят всего 17-24% опрошенных, военная агрессия или низкие иностранные инвестиции — 6-7%.
Большую опасность для страны представляет демография (малочисленное население, низкое качество образования), госаппарат (коррупция, отсутствие независимого суда, пренебрежение правами граждан), неадекватность инфраструктуры.
Обычные граждане дают президенту и правительству иной список поручений, на первых местах в нем повышение благосостояния и снижение инфляции. Но борьбу с коррупцией (опросы ВЦИОМ, «Левада-центра») считают первоочередной мерой и граждане, и предприниматели.
Последняя проблема настолько тяжела, что нужны нестандартные решения: один из респондентов предложил не наказывать граждан за дачу взяток, чтобы разрешить доносы на берущих чиновников, другой — полностью сменить бюрократический аппарат, пишут «Ведомости».
Изменить ситуацию чиновники могут одним способом — начав с себя, считают бизнесмены. Перейти «к жизни по закону, а не по понятиям», мечтает один из них. На это чиновники могли бы «выкатить» бизнесу ответный список претензий, главная из которых — концентрация на извлечении краткосрочной прибыли, говорит федеральный чиновник.