Сегодня Росстат опубликует официальную сводку по инфляции за май. Рост цен за месяц — 1,4%, говорит сотрудник статистического ведомства. Майский показатель оказался таким же, как в апреле. С начала года цены выросли уже на 7,7%. В годовом исчислении инфляция продолжила ускорение, составив 15,2% (за 12 месяцев по апрель — 14,3%).
Рост цен на продовольствие в мае немного замедлился (2,1% против 2,3% в апреле). Это незначительное снижение, считает Евгений Надоршин из ИБ «ТРАСТ». В июне, добавляет он, из-за сезонности темп роста цен на продовольствие может еще снизиться.
В июне рост цен может замедлиться до 0,8-1%, ссылается РИА «Новости» на источник в правительстве. «Но 1% — это из ряда вон», — удивляется Надоршин. Такого высокого прироста цен в июне не было уже шесть лет подряд, если не считать 2007 г., когда всплеск цен был спровоцирован закрытием розничных рынков, говорит Надоршин. Прогноз на июнь ставит крест на планах правительства уложиться за год в 10,5%, добавляет он: будет не меньше 12%.
Даже если цены на сельхозпродукцию во втором полугодии отыграют назад весь рост, накопленный с января по май (12,6%), то итоговая инфляция составит 12-12,5%, подсчитывает Оксана Осипова из Центра развития: «Но такой сценарий мало реален».
Спрос не снижается: население предпочитает тратить деньги, отмечает Осипова. Рост реальных доходов в январе — апреле 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. замедлился на треть, но сокращается объем депозитов, пишут «Ведомости».
По данным ВЦИОМ, если в конце октября 2007 г. считали инфляцию высокой 82% населения, то в конце мая 2008 г. — 71%. Зато число тех, кто считает рост цен умеренным, возросло наполовину (в октябре так думали 13%, в мае — 21%). Когда темпы роста цен постоянны, население привыкает, говорит Осипова, «инфляцию замечают, когда цены повышаются резко». Татьяна Малева из Независимого института социальной политики не согласна: «71% — это очень много». Инфляция, как в середине 1990-х, становится главной социальной фобией, добавляет она.