Федеральная антимонопольная служба намерена использовать показатель полной стоимости кредитов для борьбы с нарушениями закона «О защите конкуренции» на финансовом рынке, сообщил заместитель главы антимонопольного ведомства Андрей Кашеваров.
Этот показатель банки должны рассчитывать для заемщиков с 12 июня, согласно указанию Банка России 2008-У, вместо эффективной процентной ставки, раскрытие которой не является обязательным. ФАС показатель полной стоимости кредитов полезен тем, что он в определенных случаях содержит информацию о платежах заемщиков третьим лицам — страховщикам, оценщикам и т. п.
По словам господина Кашеварова, о включении платежей третьих лиц в расчет полной стоимости кредитов свидетельствует завышенное значение этого показателя. «Такие случаи мы будем тщательно расследовать на предмет выявления соглашений между банками и страховщиками», — заявил господин Кашеваров.
Практика установления завышенных тарифов при реализации страховых продуктов в рамках кредитных программ наиболее распространена в залоговых видах кредитования — автокредитовании и ипотеке, пишут «КоммерсантЪ».
Банки и страховщики в ценовом сговоре не признаются. Страховщики утверждают, что, увеличивая тариф, они пытаются за счет конечного потребителя компенсировать свои расходы на оплату агентского вознаграждения за использование чужих каналов продаж — банков, брокеров, дилеров, риэлтеров и т. п. «При ипотечном кредитовании комиссия страховщика третьим лицам варьируется от 15 до 30%, при авто — от 20 до 30% и выше, — говорит из участников рынка. — В абсолютном выражении это составляет порядка $300-400 с каждой сделки и может увеличивать страховой тариф на несколько процентов».
Банкиры тоже не считают порочной практику взимания со страховщиков комиссий. Впрочем, они уверены, что ФАС ищет ценовой сговор там, где его на самом деле нет. Начальник управления розничного кредитования банка «Юникредит» Андрей Князев считает, что в итоге ФАС выявит, что виновными в завышенных тарифах страховщиков являются не банки, а автодилеры, брокеры и риэлтеры, через которых продается большая часть банковских услуг.