За четыре месяца 2008 г. прирост активов банковского сектора (без Сбербанка) сократился на треть до 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в материалах презентации директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексея Симановского.Зато собственные средства банков выросли на 8,6%, против 7,8% в прошлом году.
Это интересный парадокс, говорит главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. «Капитал банка растет в двух случаях: IPO и допэмиссии [в пользу существующих акционеров] либо капитализация прибыли, — рассуждает она. — В этом году никто не проводил размещений такого масштаба, чтобы повлиять на показатель роста капитала по системе, значит, банки активно капитализировали прибыль».
Главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин считает рост капитала реакцией на прошлогодние размещения акций госбанками на $16,3 млрд. Они не нашли отражения в статистике Симановского (Сбербанк в ней не учитывается, а ВТБ провел IPO в мае). Разместив акции, госбанки вынудили частные банки искать источники резкого увеличения капитала: банки боятся потерять долю рынка в кредитовании, считает Буздалин. По его подсчетам, с середины прошлого года на треть увеличился объем средств, направленный банками на капитализацию, и «эта тенденция актуальна и по сей день».
Хорошо, что участники рынка думают о повышении капитализации банков, радуется Орлова. В ряде случаев, по словам Буздалина, допэмиссии выкупались прежними владельцами и банк получал реальные средства, однако участились и схемные сделки, когда допэмиссия выкупается за счет ненадлежащих активов и капитал остается на бумаге, пишут «Ведомости».
C оруководитель аналитического департамента Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что банки увеличивают капитал в основном из-за пристального внимания ЦБ к соблюдению норматива достаточности капитала.
Снижение темпов роста в кредитовании Лисоволик объяснил ухудшением ликвидности — банкам стало сложнее привлекать средства. Кроме того, в статистике ЦБ не учитываются показатели Сбербанка, а с конца 2007 г. идет перераспределение доли рынка розничного кредитования в его пользу, что могло повлиять на прирост остальных участников.
Замедление роста вкладов, несмотря на увеличение процентных ставок, Лисоволик объясняет высокой инфляцией: реальная ставка все равно получается отрицательной и вкладчики несут потери.