Правительство России с 1 июня 2008 года повысило пошлины на вывоз нефтепродуктов, установив ставки на уровне $280,5 за тонну для светлых и $151,1 - для темных нефтепродуктов. Но конъюнктура рынка такова, что экспортировать бензин все равно выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке.
Это приводит к тому, что независимые АЗС испытывают серьезный дефицит моторного топлива и теряют позиции на сбытовом рынке России. В начале 2000-х годов 70% всех АЗС на розничном рынке приходилось на независимые компании, сегодня их доля снизилась до 50%, пишет газета Business&FM.
На ранних этапах рентабельность частных АЗС могла достигать 20–30%, сейчас предприятия находятся в точке безубыточности. Главная причина такого положения дело состоит в том, что из-за роста мировых цен на нефть растут и оптовые цены на бензин. Крупным нефтедобытчикам выгоднее реализовывать продукцию на внешнем рынке, а если что-то и поступает на рынок, то через подконтрольные сети заправок. Из-за этого
в стране сформировался дефицит поставок моторного топлива. Правительство сдерживает внутренние цены на бензин, а оптовые постоянно растут. Отпуская бензин по оптовой цене, независимые НПЗ практически не получают прибыли.
Попытки повысить рентабельность приводят к снижению качества продукции. Производство высококачественного топлива на небольших предприятиях нерентабельно, суррогатное производство оказывается гораздо выгоднее. В таких условиях независимые АЗС проигрывают крупнейшим игрокам рынка, имеющим прямой доступ к сырьевой базе, поскольку качество топлива стало одним из важнейших конкурентных преимуществ.
Эксперты сходятся во мнении, что у независимых АЗС в России мало шансов противостоять вертикально интегрированным монстрам. Независимые игроки вынуждены подстраиваться под правила, диктуемые крупными компаниями, что не всегда экономически выгодно. Между тем исчезновение мелких и средних игроков вряд ли будет на пользу рынку. Крупные компании сформировали свой розничный бизнес в значительной мере по территориальному принципу. Уход мелких АЗС с некоторых рынков может обернуться дефицитом топлива для определенных районов.